Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 1

 

Глагол

 

§ 48. Правописание глаголов

Употребление буквы Ь в глагольных формах

Буква ь пишется:

1) в неопределённой форме глагола: умывать — умываться (ср.: наст. вр. — умывается); беречь — беречься;

2) в окончании 2-го л. ед. ч. настоящего или будущего простого времени: купаешь — купаешься, возвратишь — возвратишься;

3) в повелительном наклонении после согласных: исправь — исправьте, спрячься — спрячьтесь (но: ляг — лягте);

4) в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласной: вернусь, вернитесь, вернулись.

    Примечание. У глаголов типа удаться различаются формы инфинитива и 3-го л. ед. ч. Ср.: это должно удаться — это ему удастся.

Правописание суффиксов глаголов

1. Суффиксы -ова-, -ева- пишутся в инфинитиве и в прошедшем времени, если в форме 1-го л. ед. ч. настоящего времени глаголы оканчиваются на -ую, -юю: беседовать, беседовал — беседую; танцевать, танцевал — танцую.

2. Суффиксы -ыва-, -ива- пишутся в инфинитиве и в прошедшем времени, если в форме 1-го л. ед. ч. настоящего времени глаголы оканчиваются на -ываю, -иваю: откладывать, откладывал — откладываю; развеивать, развеивал — развеиваю.

    Примечание. В глаголах застревать, затмевать, намереваться, продлевать пишется суффикс -ева-.

3. В переходных глаголах пишется суффикс -и-, в непереходных — -е-: обезлесить (лишить леса) — обезлесеть (лишиться леса); обезводить (лишить воды) — обезводеть (лишиться воды).

4. У глаголов в форме прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в основе инфинитива: веял — веять; верил — верить; слышал — слышать.

О правописании личных окончаний глагола см. § 47.

251. Поставьте глаголы (в составе словосочетаний) в форму 2-го л. ед. ч. и 3-го л. мн. ч. Выделите личные окончания, определите спряжение глаголов.

    Слышать, стать, беседовать, слышаться, класть, видеть, хотеть, взвешивать, заливать, закрыть, отбыть, лечить, печь, бить, дуть, выдрать, ходить, беречь.

252. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Выполните морфологический разбор 5 глаголов (на выбор). Составьте несколько предложений с глаголами, укажите их синтаксическую роль в предложении.

    Держ...шь, запева...м, чита...т (они), зижд...тся (он), облаз...ть, черне...т (они), слыш...т (они), мож...шь, пиш...м, плач...шь, плач...м, заиндеве...т (он), стел...т (он), брызж...т (они), гре...т (он), гре...м.

253. Определите форму глаголов. Объясните, в чём различие в написании этих форм.

Образец: пиш-ете (2-е л. мн. ч.) — пиш-и-те (повел, накл., мн. ч.).

    Знаете — знайте, колете — колите, думаете — думайте, отодвинете — отодвиньте, отрежете — отрежьте, боретесь — боритесь, брызнете — брызните.

254. Прочитайте воспоминания Корнея Чуковского о А. Чехове. Почему автор, рассказывая о Чехове, вначале использует формы изъявительного наклонения глагола, а в конце текста обращается к формам условного наклонения? Какое значение выражают эти глагольные формы?

    Натура жизнеутверждающая, динамическая, неистощимо активная, Чехов стремился не только описывать жизнь, но и переделывать, строить её.

    То хлопочет об устройстве в Москве первого Народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром.

    То добивается, чтобы тут же, в Москве, была выстроена клиника кожных болезней.

    То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции.

    То собирает книги для всех сахалинских школ и шлёт их туда партиями.

    То строит недалеко от Москвы одну за другой три школы для крестьянских детей, а заодно и колокольню, и пожарный сарай для крестьян. И позже, поселившись в Крыму, строит там четвёртую школу.

    Вообще всякое строительство увлекает его, так как оно, по его представлению, всегда увеличивает сумму человеческого счастья.

    «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша! — сказал он как-то А. М. Горькому. — Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь в этом роде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно».

1. Выпишите из текста глаголы, заполняя соответствующие графы таблицы.

Глагол

2. Найдите в тексте парцелляцию — намеренное расчленение предложения на несколько частей. Как выдумаете, с какой целью использует К.И. Чуковский эту синтаксическую конструкцию?
3. Выпишите предложение с количественным числительным. Каким членом предложения оно будет в предложении? Выделите грамматическую основу, графически объясните знаки препинания. А каким членом предложения будут порядковые числительные?
4. Что имел в виду А.П. Чехов, говоря А.М. Горькому: «Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь в этом роде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно»? Напишите сочинение-рассуждение: объясните утверждение писателя, выскажите свою точку зрения на эту проблему и приведите аргументы.

Продолжение >>>