Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 1

 

 

 

Глагол

 

Морфологический разбор глагола

Порядок разбора

1. Часть речи.

2. Начальная форма (инфинитив).

3. Постоянные признаки:

    а) вид глагола;
    б) возвратный/невозвратный;
    в) переходный/непереходный;
    г) спряжение.

4. Непостоянные признаки:

    а) наклонение;
    б) время (если есть);
    в) лицо (если есть);
    г) число;
    д) род (если есть).

5. Функция в предложении.

Образец разбора

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С. Есенин)

1. Жалею — глагол, так как обозначает действие и отвечает на вопрос: что делаю?

2. Начальная форма — жалеть.

3. Постоянные признаки:

    а) несовершенный вид;
    б) невозвратный;
    в) переходный;
    г) I спр.

4. Непостоянные признаки:

    а) изъявительное наклонение;
    б) наст, вр.;
    в) 1-е л.;
    г) ед. ч.;
    д) нет.

5. В предложении является сказуемым.

240. Прочитайте размышления и рекомендации А.Н. Толстого о том, как нужно писать.

    В художественной речи главное — это глагол, и это понятно, потому что вся жизнь это есть движение. Если вы найдёте правильное движение, то вы тогда можете спокойно дальше делать ваши фразы, потому что, если человек слез с коня, спрыгнул с коня, соскочил с коня, шлепнулся с коня, — всё это различные движения, которые различные состояния человека описывают. Так что всегда нужно прежде всего искать и находить правильный глагол, который даёт правильное движение предмета. Существительное — это то, о чём вы говорите, вы должны найти его движение, затем должны его индивидуализировать, а индивидуализировать его вы должны посредством эпитета. Вот стол — стол есть колченогий, письменный и т. д., стол ореховый — это есть определение этого предмета, индивидуализация. Но этого мало для эпитета. Эпитет — это очень серьёзная вещь потому, что, вслед за глаголом, он даёт то [или иное] состояние предмета в данный момент. Поэтому выбор эпитета — это чрезвычайно важный, серьёзный и решающий момент. Но тут нужно быть очень скупым и не давать двух эпитетов, а давать один, потому что расточительность не есть богатство.

1. Сколько абзацев можно выделить в тексте? Определите микротемы каждого абзаца. Запишите их.
2. Выберите из текста художественного произведения, которое вы сейчас изучаете, небольшой отрывок, насыщенный глаголами. Какую роль они играют в тексте?

Продолжение >>>