Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 1

 

 

 

Имя прилагательное как часть речи

 

Морфологический разбор имени прилагательного

Порядок разбора

1. Часть речи.

2. Начальная форма (им. п., ед. ч., м. р.).

3. Постоянные признаки:

    а) разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное);
    б) у качественных имён прилагательных: сравнительная или превосходная степень сравнения;
    в) у качественных имён прилагательных: полная или краткая форма.

4. Непостоянные признаки:

    а) род (вед. ч.);
    б) число;
    в) падеж.

5. Функция в предложении.

Образец разбора

Я сочиняю стихи про жёлтые листья. (А. Яшин)

1. Жёлтые — имя прилагательное, так как обозначает признак предмета и отвечает на вопрос: какие?

2. Начальная форма — жёлтый.

3. Постоянные признаки:

    а) качественное;
    б) полная форма.

4. Непостоянные признаки:

    а) мн. ч.;
    б) вин. п.

5. В предложении является согласованным определением.

186. Прочитайте отрывок из повести «Степь». Обратите внимание на количество имён прилагательных в тексте. Почему, по вашему мнению, текст насыщен различными прилагательными?

Составьте таблицу «Разряды прилагательных», впишите в неё прилагательные из текста, указывая их непостоянные признаки.

Определите синтаксическую роль прилагательных в первом предложении.

    В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с тёмными окнами. Этот дом назывался постоялым двором, хотя возле него никакого двора не было и стоял он посреди степи, ничем не огороженный. Несколько в стороне от него темнел жалкий вишнёвый садик с плетнём, да под окнами, склонив свои тяжёлые головы, стояли спавшие подсолнечники. В садике трещала маленькая мельничка, поставленная для того, чтобы пугать стуком зайцев. Больше же около дома не было видно и слышно ничего, кроме степи. Едва бричка остановилась около крылечка с навесом, как в доме послышались радостные голоса — один мужской, другой женский, — завизжала дверь на блоке, и около брички в одно мгновение выросла высокая тощая фигура, размахивавшая руками и фалдами. Это был хозяин постоялого двора Мой- сей Мойсеич, немолодой человек с очень бледным лицом и с чёрной, как тушь, красивой бородой. Одет он был в поношенный чёрный сюртук, который болтался на его узких плечах, как на вешалке, и взмахивал фалдами, точно крыльями, всякий раз, как Мойсей Мойсеич от радости или в ужасе всплёскивал руками. Кроме сюртука, на хозяине были ещё широкие белые панталоны навыпуск и бархатная жилетка с рыжими цветами, похожими на гигантских клопов.

    Мойсей Мойсеич, узнав приехавших, сначала замер от наплыва чувств, потом всплеснул руками и простонал. Сюртук его взмахнул фалдами, спина согнулась в дугу, и бледное лицо покривилось такой улыбкой, как будто видеть бричку для него было не только приятно, но и мучительно сладко.

    — Ах, боже мой, боже мой! — заговорил он тонким певучим голосом, задыхаясь...

(А. Чехов)

1. Сколько микротем можно выделить в тексте? Приведите доказательства.
2. Определите тип речи текста. Аргументируйте свой ответ.
3. Укажите способ связи предложений. Какой схеме соответствует текст?

4. Назовите лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений. Выпишите их.
5. Докажите, что этот текст относится к языку художественной литературы. Приведите аргументы.
6. Какие выразительные средства языка использовал писатель в этом небольшом отрывке, чтобы показать смену действий, настроения? Приведите примеры.
7. Чем выражены сравнения в тексте? Охарактеризуйте их.
8. Какой частью речи выражены выделенные слова? Какова их роль в тексте.

Продолжение >>>