Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 1

 

Морфология и орфография

 

§ 31. Правила переноса слов

Слова следует переносить по слогам: по-то-лок, чай-ка.

Нельзя:

    1) оставлять на предыдущей строке или переносить на следующую строку одну букву слова: кни-га (а не «к-нига» или «книг-а»);

    2) отрывать согласную от следующей за ней гласной, так как они составляют один слог: ра-бо-та ( а не «раб-ота»);

    3) отделять буквы ъ, ь, й от предшествующих букв: вой-на (а не «во-йна»), подъ-езд (а не «под-ъезд») и т. д.;

    4) отрывать от приставки, оканчивающейся на согласную, последующую букву ы: разы-грать (а не «раз-ыграть»);

    5) разбивать морфемы в словах с производной основой: киевский (а не «киевс-кий»); пре-красный (а не «прек-расный»); по-ссорить (а не «пос-сорить»); класс-ный и т. д.;

    6) при стечении двух или более согласных в слове перенос может быть произведён по-разному: ма-стер, мас-тер.

149. Запишите слова, разделяя их для переноса. Укажите слова, в которых допустимы варианты переноса, и слова, перенос которых со строки на строку невозможен. Определите значение выделенных слов.

    Печка, веник, сестра, камешек, галька, радио, слой, медальон, бульон, курский, киевский, белорусский, вязаный, родной, авиация, подыскать, разорить, разослать, А. И. Куприн, кассовый, контрагент, контрреволюционный, майка, оазис, кот, брандспойт, безопасный, вальс, сверхчувствительный, подожжённый, Карпаты, Черкассы, уния, вуз, пятиграммовый, вокзал.

Вопросы для повторения

1. Назовите основной (ведущий) принцип современной русской орфографии. Приведите примеры отступления от этого принципа.

2. Что такое дифференцирующие написания? Приведите примеры.