Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 1

 

Морфология и орфография

 

§ 24. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ

1. Чтобы проверить написание слов с сочетаниями согласных вств, здн, лвств, лиц, ндск, нтск, рдц, стб, стн, стл, необходимо подобрать проверочное слово, в котором после первого или второго согласного оказался бы гласный: сердце — сердечный, крёстный — перекрёсток, здравствуй — здравие, безмолвствовать — безмолвие. Но: вкусный — вкусен, искусный — искусен.

    Примечания. 1. Написание некоторых слов в современном русском языке не проверяется исходным корнем: блеснуть (но блеск, блестеть), плеснуть (но плеск, плескать), лестница (но лесенка), склянка (но стекло). Данные слова следует запомнить.

    2. Необходимо запомнить слова: ровесник, яства; инцидент, компрометировать, констатировать, прецедент, шествовать, чувство, сверстник, участвовать и некоторые другие.

2. Сочетания сч, зч, шч, жч, стч, здч, обозначающие долгий мягкий шипящий звук [ш’], пишутся на стыке двух морфем: корня и суффикса (объездчик, подписчик); приставки и корня (считать, бесчестный).

Буквой щ звук [ш’] передаётся в том случае, если он входит в состав одной морфемы, например: щёлочь, вощаной.

117. Спишите предложения. Вставьте, где это необходимо, пропущенные согласные или сочетания согласных (сч, зч, шч, жч, стч, здч, зж). Объясните их написание.

    1. Вот парк с пустынными опушками, где сонных трав печальна зыбь, где поз...но вечером с лягушками перекликаться любит выпь. (Гум.) 2. И ше...ствуя важно, в спокойствии чинном лошадку ведёт под уз...цы мужичок. (Н.) 3. Гудели унылые вес...ники: уехали наши ровес...ники, мобилизованы сверстники, пошли добровольно годки. (Б. Сл.) 4. Но не я...ствами и не рукоделием славятся окрес..ности этого городка. (Г. Тит.) 5. Радос...ное удивление его ещё больше возросло. (Ю. Пил.) 6. Здра...ствуй, племя, младое, незнакомое! (П.) 7. В воздухе чу..ствовался избыток влаги. (Арс.) 8. Будто искра, заронилась дума тайно в сер...це грус...ное моё. (Фет) 9. Не впервые я уе...ал из дома, но это были поез...ки, начинавшиеся и кончавшиеся в Пскове и, быть может, поэтому оставившие чу...ство мимолётности. (Кав.) 10. И всё: пригорки и деревья — пригрел весну...атый апрель. (Цыб.) 11. Вдруг недалеко от нас тонко свис...нул пароход. (П. Нил.) 12. За берёзовым перелеском дорога круто подымается на пе...аный обрыв. (Пауст.)

118. Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Выделите корневые морфемы в словах. Подберите проверочные слова.

    Безрадос...ный, несчас...ный, гиган...ский, голлан...ский, пас...бище, счас..ливый, благос...ный, звёз...ный, предвес...ник, окрес..ности, безмол..ствовать, прелес...ный, широколис...ный, намес...ник, со...нцепёк, я...ствовать, облас...ной, ше...ствовать (над кем-то), ше...твовать (по площади), праз...ный, влас...ный, опас...ный.

Затранскрибируйте выделенные слова.

119. Подберите к словам паронимическую пару с непроизносимым согласным. Составьте предложения с каждой парой слов.

    Искусственный — ..., косный — ..., яства — ..., шефствовать — ..., блестеть — ..., злой — ..., опасливый — ... .