Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 1

 

 

 

Морфология и орфография

 

§ 23. Правописание звонких и глухих согласных

Правописание звонких и глухих согласных устанавливается путём подбора проверочного слова, в котором этот согласный находится перед гласным или сонорными согласными (л, м, я, р): низкий — низок, близкий — близок, просьба — просить.

В случае, если нельзя подобрать проверочное слово, написание звонкого или глухого согласного устанавливается по орфографическому словарю: сдоба, асбест, ветчина, зигзаг, вокзал.

Для некоторых слов нельзя в качестве проверочных использовать родственные слова. Их рекомендуется запомнить: абстракция, но: абстрагировать; транскрипция, но: транскрибировать и др.

115. Подберите к словам с глухими и звонкими согласными проверочные слова.

    Коробка, изморозь, изморось, резьба, косьба, вперемежку, вперемешку, выдержка, пробка, шефствовать, идти, вязкий, подсказка, молотьба, ходьба, кормёжка, плод, дерзкий, комод, колодца, блюдца, овсяный, лодка, просьба.

116. Определите, в каких словах при произнесении звонкие согласные оглушаются, а в каких — глухие произносятся звонко.

    Астронавт, серёжка, ковш, сбруя, коврижка, наладчик, плот, ландшафт, кувшин, кровь, блюдцем, сделать, сдоба, близко, редко, варежка, бутсы, голубь, рюкзак, вокзал, стог, луг, вспахать, потчевать, предчувствие, отдых, подтолкнуть, отбежать, отзвук.