Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 1

 

 

 

Фонетика. Графика. Орфоэпия

 

§ 13. Звуки и буквы (окончание)

Фонетический разбор слова

Порядок разбора

    1. Разбить слово на слоги.
    2. Записать слово в транскрипции*.
    3. Установить количество звуков в слове (гласных и согласных).
    4. Охарактеризовать гласные звуки.
    5. Охарактеризовать согласные звуки.
    6. Установить соответствие количества букв количеству звуков.

      * Транскрипция (от лат. transcriptio — переписывание) — это способ рафической записи речи в полном соответствии с её звучанием.

Образец разбора

    Ёлка

    1. В слове два слога: ёл-ка.

    2. [jолкъ].

    3. В слове 5 звуков; 2 гласных: [о], [ъ], 3 согласных: [j], [л], [к].

    4. Гласные звуки: [о] ударный, [а] безударный, подвергается редукции в заударном слоге, на его месте произносится [ъ] после твёрдого согласного.

    5. Согласные звуки: [j] — звонкий, мягкий непарный; [л] — сонорный, твёрдый, имеет пару по мягкости/твёрдости [л] — [л’); [к] — глухой, твёрдый, имеет пару по звонкости/глухости [к| — [г|, по мягкости/твёрдости [к] — [к’|.

    6. В слове ёлка 4 буквы, 5 звуков. Йотированная буква ё передаёт два звука — [j] и [о], так как она стоит в начале слова.

53. Прочитайте текст. Сделайте фонетический разбор выделенных слов. Выпишите слова с историческими и позиционными чередованиями.

    Какое счастье работать на себя и семью с зари до зари, сооружать кров, возделывать землю в заботе о пропитании, создавать свой мир, подобно Робинзону, подражая творцу в сотворении вселенной, вслед за родной матерью производя себя вновь и вновь на свет!

    Сколько мыслей проходит через сознание, сколько нового передумаешь, пока руки заняты мускульной, телесной, чёрной или плотничьей работой: пока ставишь себе разумные, физически разрешимые задачи, вознаграждающие за исполнение радостью и удачей; пока шесть часов кряду тешешь что-нибудь топором или копаешь землю под открытым небом, обжигающим тебя своим благодатным дыханием.

(Б. Пастернак)

Найдите в тексте выражения, соответствующие определениям: «целую ночь», «строить жилище», «не в помещении». Как называются такие выражения?

54. Лингвистическое наблюдение. Сравните фонетическую систему русского языка и изучаемого вами иностранного языка. Найдите сходные и отличные элементы. Подумайте, как знание фонетики русского языка помогает в изучении звукового строя иностранного языка. Приведите примеры.

55. В художественных произведениях поэты и писатели часто используют выразительные возможности языка. Они «заставляют сознательно работать» звуки на создание ярких образов.

Прочитайте поэтические строки. Повторение каких звуков помогает поэтам создать выразительный образ, передать звучание живой природы и т. д.

1. У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

(М. Лермонтов)

2. Прозвучало нал ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

(А. Фет)

3. Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Всё цепенеет,

Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.

(Е. Баратынский)

<<< К началу