Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 1

 

 

 

Лексика. Фразеология. Лексикография

 

§ 12. Лексикография

Богатая и разнообразная лексика русского языка собирается и описывается в словарях — сборниках слов, расположенных в определённом (как правило, алфавитном) порядке. Выделяют два основных типа словарей: энциклопедические и лингвистические.

В энциклопедических словарях приводятся сведения о каких-либо лицах, предметах, явлениях, понятиях.

В лингвистических словарях в зависимости от их назначения могут содержаться сведения об основных значениях помешенных в них слов, их грамматических и стилистических особенностях. Словарная статья в лингвистическом словаре может быть проиллюстрирована примерами употребления слова в контексте, в том числе в составе устойчивых словосочетаний (фразеологизмов). Лингвистические словари делятся на толковые и специальные (аспектные).

Первые лингвистические словари — толкователи незнакомых слов — появились в древности и были приложением к книгам. Они назывались азбуковниками.

Первый толковый словарь русского языка — Словарь Академии Российской — вышел в XVIII в. (1789—1794).

Самым большим словарем русского языка в XIX в. был «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. До сих пор он является источником для изучения живой русской речи и своеобразной энциклопедией жизни русского народа XIX в.

Лексический состав и семантический строй русского литературного языка нашего времени получил отражение в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (1935— 1940), в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (первое издание вышло в 1949 г.). Самым полным толковым словарём современного русского языка является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» (1950—1965).

Аспектные словари показывают связь слов — однопорядковых языковых единиц — между собой (например, словари синонимов, антонимов, омонимов) или рассматривают разнокачественный лексический материал, но под определённым углом зрения (например, исторические, орфографические словари). В настоящее время для учащихся создаются школьные словари (см. список рекомендуемой литературы в конце учебника).

51. Прочитайте определение слова стиль в «Словаре-справочнике лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя, М.А. Теленковой. Сопоставьте его с определениями из толковых словарей. Чем они различаются? К какому типу словарей следует отнести «Словарь-справочник лингвистических терминов»?

«Стиль (фр. style, от греч. stýlos — палочка для письма). I. Разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения. Стиль языка. Функциональный стиль...»

52. Лингвистическое наблюдение. Какие толковые словари вы знаете? Пользуясь возможностями библиотеки и опираясь на интернет-ресурсы, подберите материалы о наиболее известных толковых словарях. Свои наблюдения оформите в виде презентации. Подготовьтесь к выступлению на школьной конференции или перед одноклассниками на уроке русского языка.

Вопросы для повторения

1. В чём основное различие многозначных слов и омонимов? Как это различие отражается в толковых словарях?

2. Перечислите признаки сходства и различия слова и фразеологической единицы. Аргументируйте ответ. Приведите примеры.

3. Почему диалектные слова и жаргонизмы не входят в состав литературного языка? С какой целью они могут использоваться в художественных произведениях? Приведите примеры.