Главная >> Обществознание 9 класс. Боголюбов

 

Глава I. Политика

 

§ 5. Гражданское общество и государство

Давайте вспомним

В чём заключаются особенности различных сфер жизни общества? Какие права и обязанности имеет гражданин?

Подумаем

Может ли существовать общество без государства? Должно ли государство отвечать за всё, что делается в обществе?


Вы уже знаете, что возникновение государства связано с появлением специальных групп людей, которые осуществляют управление обществом. В наше время этих людей называют государственными чиновниками. Они выполняют свои управленческие функции, находясь на государственной службе в различных звеньях государственного аппарата: в министерствах и ведомствах, в армии, органах охраны общественного порядка и государственной безопасности. Вы, вероятно, обратили внимание на то, что с возникновением государства власть отделяется от народа, т. е. как бы существует отдельно от общества, возвышаясь над ним.

Возможно, у вас возникли вопросы: следует ли государственную власть рассматривать как часть общества, или она существует вне общества? Может ли жизнь общества происходить без участия государства? Конечно, если вы обратитесь к характеристике общества в целом, то, вероятно, вспомните, что государство — это важнейший элемент политической сферы жизни общества, а политическая сфера — это одна из областей жизнедеятельности общества, наряду со сферами экономической, социальной, а также сферой духовной культуры. Значит, если мы говорим о человеческом обществе, то в его сложной структуре государство — важный элемент, существенная его часть. А для обозначения обширной части общества, тех сфер, которые существуют относительно самостоятельно, в которых складываются негосударственные отношения и действуют негосударственные организации, используется условное название «гражданское общество».

Что такое гражданское общество?

Коротко ответить на этот вопрос можно так: это та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан ограждены законами от прямого вмешательства органов государственной власти. Поясним на примерах.

СИТУАЦИЯ

Окончивший институт Николай М. получил повестку из военного комиссариата, согласно которой он призывался на службу в армию. Николай не явился на призывной пункт, уехал к родственникам. Но в дальнейшем, поскольку он не имел законных оснований для освобождения от военной службы, был привлечён к ответственности, и постановлением суда ему было назначено наказание.

Студент Михаил К., не раз с тревогой наблюдавший нарастающее загрязнение озера, недалеко от которого он жил, узнал от сокурсника, что студенты создали общественную организацию, которая активно занялась природоохранительной деятельностью. Он вступил в эту организацию и принял участие в пикетах. Пикетчики требовали от губернатора области принять действенные меры против лиц и организаций, загрязняющих озеро.

Подумаем, чем различаются эти две ситуации. В первом случае речь шла о военной службе, которая целиком находится в сфере деятельности государства; во втором — о деятельности общественной организации, которая создана гражданами и государственной не является. В первом случае Николай М. был обязан по воле (по закону) государства служить в армии; во втором — Михаил К. вступил в организацию добровольно и по собственной воле принял участие в её деятельности.

В первом случае требования были направлены от государства (от его органа — военкомата) к гражданину; во втором — требования направлены от граждан к государственному органу — администрации области, к губернатору.

Наконец, в первом случае, если бы Николай М. стал военнослужащим, главную роль играли бы отношения между ним и командиром, т. е. связь «вертикальная» — сверху вниз: от командира к подчинённым. Во втором случае, вступив в общественную организацию, Михаил К. оказался связанным с другими её членами «горизонтальными» отношениями, т. е. взаимодействовал с такими же, как он сам, студентами, занимающими одинаковое с ним положение.

Итак, различия существенные. В первом случае возникли отношения между гражданином и государством. А вот об отношениях во втором случае необходимо ещё поразмышлять.

Что привело Михаила К. в общественную организацию? Очевидно то, что он был заинтересован в сохранении природных условий, в которых жил. Такая же заинтересованность привела в эту организацию и других студентов. Иными словами, их объединил общий интерес. Но это ещё не всё. Членов этой организации объединило убеждение, что защищать этот интерес, отстаивать свои требования перед государственными органами лучше совместно, чем поодиночке. Мы подошли, таким образом, к пониманию того, чем является гражданское общество.

Граждане любого государства имеют ряд общих интересов. Например, все они заинтересованы в надёжной охране границ своей страны, в защите своих прав и свобод. Эти общие интересы призвано защищать государство. Но у каждого свободного гражданина есть и частные интересы. Поскольку свобода гражданина опирается на его собственность, то его частные интересы во многом связаны с его частной собственностью. Они бесконечно многообразны. Один озабочен обустройством дачного участка, другой — судьбой своего денежного вклада в коммерческом банке, третий — возможностью пополнения своей коллекции марок, четвёртый — желанием открыть в своем микрорайоне летнее кафе и т. д.

ФАКТЫ

Опубликованные в 2010 г. результаты исследования условий взаимодействия молодёжи с государственными и муниципальными органами власти показали: 18% опрошенных считают, что для такого партнёрства более всего подходят политические партии, а 60 % указали на различные молодёжные объединения, общественные советы при органах власти, студенческие отряды, органы ученического и студенческого самоуправления в образовательных учреждениях.

В современной России зарегистрировано более 100 молодёжных и детских общероссийских и межрегиональных общественных объединений. На местном уровне встречаются молодёжные органы общественного самоуправления (например, студенческие советы, советы общежитий и т. п.). Иногда молодёжные организации являются частью более крупных общественных объединений (например, политических партий).

О чём свидетельствуют приведённые данные?

Продолжение >>>