Главная >> Обществознание 9 класс. Боголюбов

 

Глава II. Право

 

Практикум

1. Известный правовед С. С. Алексеев пишет: «К числу главных основополагающих элементов права как явления демократии и прогресса... относятся следующие три:

во-первых, — это демократические правовые принципы и такие прежде всего, как принцип народовластия, разделения властей, верховенства права и правосудия, равенства всех перед законом и судом, недопустимость узурпации власти и права;

во-вторых, — это фундаментальные, «прирождённые» права и свободы человека — такие прежде всего, как право на жизнь, на неприкосновенность личности, на свободу мысли и слова, на экономическую свободу, на частную собственность;

и в-третьих, — это наличие высокозначимых и независимых... правосудных органов...» (Алексеев С. С. Уроки. Тяжкий путь России к праву. — М., 1997. — С. 281).

Какие из перечисленных элементов права тебе знакомы из курса обществознания? О каких новых элементах права ты узнал из приведённого фрагмента?

2. Расставь (в тетради) пропущенные слова в следующем тексте:

«Правонарушение — это нарушение ..., установленных государством. Поэтому одним из основных признаков правонарушения является ....

Правонарушением не могут быть чувства и мысли людей, правонарушение — это всегда .... Правонарушение связано с антиобщественным поведением, всегда приносит людям неприятности (оскорбление, клевета, мошенничество, угрозы, обман, грабёж, порча чужого имущества и т. д.). Таким образом, ещё одним признаком правонарушения является ....

Наконец, обязательным признаком правонарушения является наличие __ Чтобы установить наличие ..., нужно выяснить те цели, которыми руководствовался человек, совершивший правонарушение».

Пропущенные слова (перечислены произвольно в именительном падеже): деяние, причинение вреда, вина, нормы права, противоправность.

3. Сравни содержание статей из двух документов. Какие выводы ты можешь сделать из этого сравнения?

Из Всеобщей декларации прав человека (1948):

«Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашёнными настоящей Декларацией...» (ст. 2).

«Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» (ст. 29.1).

Из Конституции РФ (1993):

«Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» (ст. 6, ч. 2).

«В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ст. 17, ч. 1).

4. На улицах наших городов можно встретить порой молодых людей, которые нарушают общественный порядок, громко кричат, курят в неположенных местах, пьют пиво.

Как ты думаешь, делают они это сознательно, т. е. умышленно, или по недомыслию? Какие последствия влечёт такое поведение, если рассматривать его с точки зрения морали и с точки зрения общественного порядка?

(Чтобы дать обдуманный ответ, советуем прочитать ст. 20.1; 20.20 КоАП.)

5. На пешеходном переходе водитель сбил человека. Против него возбуждено дело об административном правонарушении (проступке).

Подумай, в каком случае это дело может быть переквалифицировано в дело об уголовном правонарушении, т. е. стать делом об уголовном преступлении.

(Чтобы дать более точный ответ, советуем ознакомиться со ст. 12.8, ч. 1 КоАП и ст. 118 УК РФ.)

6. Подготовь с группой одноклассников проект на тему «Учимся защищать свои права потребителя».

7. Андрей дал посмотреть своему другу Игорю диск с видеофильмом. После просмотра фильма Игорь подарил диск своей сестре. Оцени действие Игоря с позиций гражданского права.

8. В последнее время всё чаще высказывается мнение, что надо ужесточить уголовное наказание подростков. Как ты относишься к этому мнению и почему?

Словарь >>>