Главная >> Обществознание 9 класс. Боголюбов

 

Глава II. Право

 

§ 17. Право на труд. Трудовые правоотношения

Давайте вспомним

Какую роль играет труд в жизни человека и общества? Какова связь труда и зарплаты? В чём значение дисциплины? Какова роль государства в обеспечении занятости?

Подумаем

Как школьнику поступить на работу? Характеризует ли человека его отношение к труду?


О роли труда в развитии человека и общества вы уже многое знаете. Современная жизнь общества и отдельной личности немыслима без труда. В пословицах и других формах фольклора народ выразил своё уважение к труду и осуждение праздности. Многие отрицательные качества личности народная мудрость объясняет нежеланием трудиться, склонностью к безделью. «Лень — мать всех пороков» — эта пословица пришла к нам из другой страны. А вот и наши: «Без дела жить — небо коптить», «Ленивый — к обеду, ретивый — к работе», «Лень мужика не кормит».

Какие ещё пословицы своего народа на эту тему ты знаешь?

Трудолюбие — моральное качество, характеризующее расположение личности к своей трудовой деятельности. Это значит, что человек работает с желанием, добросовестно, старательно.

Такое отношение к труду проявляется в количестве и качестве результатов труда, в материальных и духовных благах, которые созданы трудом людей. Трудолюбие проявляется в трудовой активности, в усердии работника. В труде человек формируется как личность, развивает свои способности.

Мыслители всех времён осуждали праздность и лень. В Посланиях апостолов сказано: «Если кто не хочет трудиться, тот да не ест». А. П. Чехов писал, что без труда не может быть чистой и радостной жизни.

Право на труд

Это право относится к основным правам и свободам человека. Оно закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, к которому наша страна присоединилась в 1973 г.

ДОКУМЕНТ

Статья 6 из названного выше Пакта:

«1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.

2. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами в целях полного осуществления этого права, включают программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека».

Объясни, как связаны между собой части 1 и 2 этой статьи.

Конституция Российской Федерации провозглашает свободу труда как неотъемлемый элемент свободы личности. Свобода труда означает прежде всего запрещение принудительного труда. Вместе с тем в Конституции закрепляются:

  • право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
  • право на труд в условиях безопасности и гигиены;
  • право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда;
  • право на защиту от безработицы;
  • право на трудовые споры работников с работодателями;
  • право на отдых, гарантией которого являются установленные законом ограничение продолжительности рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.

Все эти нормы являются юридической гарантией права на свободный труд.

В предыдущие годы в процессе изучения курса вы уже знакомились с материалом о труде в быту, распределении трудовых функций в семье. Но основная трудовая деятельность большинства людей в нашей стране — это работа на предприятиях и в организациях, которые могут быть основаны на частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных организаций. Кроме Конституции Российской Федерации отношения в сфере труда в нашем государстве регулируют Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» и другие нормативные акты.

Продолжение >>>