Главная >> Обществознание 9 класс. Боголюбов

 

Глава II. Право

 

Роль права в жизни человека, общества и государства

Давайте вспомним

Какие правила поведения людей существуют? В чём состоит основное значение нормы? Для чего создаются нормы?

Подумаем

Можно ли добиться порядка и справедливости в обществе? Почему право — это прежде всего ответственность?


Одна из самых древних потребностей человеческого общества — потребность в порядке и справедливости. Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз в том и состоит, чтобы предотвращать конфликты и столкновения, а если они возникли — помогать преодолевать их мирно, культурно, как мы теперь говорим, цивилизованно. Постепенно, в ходе истории, сложились нормы права — общеобязательные правила, которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чём состоит его ответственность перед людьми.

В чём смысл понятия «право»?

Право соединило в себе несколько смысловых значений. Одно связано с понятием «править, управлять, регулировать» (отношения между людьми и общественный порядок). С помощью норм права осуществляется правление, управление в государстве: устанавливается правильный, единый, равный для всех порядок. Если кто-нибудь нарушает созданный с помощью права порядок, то на него находят управу, т. е. заставляют считаться с установленными нормами.

Другое смысловое значение права связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентирует людей на правду, справедливость — устанавливает определённую меру справедливости. Не случайно многие юридические (правовые) документы в старину так и назывались — Правда (Русская Правда, Салическая Правда, Польская Правда).

ДОКУМЕНТ

Из работы римского юриста Ульпиана (ок. 170—228):

«Изучающему право надо, прежде всего, узнать, откуда произошло слово «право» (ius). Право получило своё название от «правосудия» (iustitia), ибо, согласно превосходному определению Цельса1, право есть наука о добром и справедливом».

    1 Древнегреческий юрист.

Следует ли из документа, что право должно соответствовать нравственным принципам своего времени и не отставать от него? О каком смысловом значении права ты узнал из этого документа?

Третье смысловое значение связано с естественным правом.

С древнейших времён многие мыслители утверждали, что есть такое право, которое никем не создаётся и не даруется — ни государством, ни монархом, ни церковью. Оно существует естественно, происходит из самой природы человека, общества, окружающего мира, а верующие люди считают, что оно даровано Богом. Так его и называют — естественное право. Оно принадлежит человеку от рождения уже потому, что он человек. И никто не может его отнять у человека — это неотъемлемое, прирождённое право людей.

Естественное право включает прежде всего право человека на жизнь и на всё то, что помогает сохранению и развитию жизни, — право на личную неприкосновенность, право на свободу мысли, убеждений, совести и религии, право владеть имуществом и др.

Государство таких прав не создаёт. Не может же оно издать закон, в котором с такого-то числа разрешит людям жить, думать, говорить, верить и т. д. Но государство может включить нормы естественного права в свои законы. И этим подчеркнёт, что признаёт такие нормы, гарантирует их соблюдение и защиту.

Естественное право не всегда бывает закреплено в законах той или иной страны. В таком случае (для этих стран) естественное право существует в виде образца, правового идеала, к которому следует стремиться.

В наши дни естественное право наиболее полно представлено в ряде документов ООН, главным из которых является Всеобщая декларация прав человека (более подробный разговор об этом выдающемся документе, который принято называть библией современного права, идеалом права, состоится позднее, на специальном уроке). Если та или иная страна подписывает эти документы и включает их положения в своё национальное законодательство (прежде всего, в конституцию, как это сделала Россия в 1993 г.), естественное право из образца, идеала становится реально действующим юридическим документом, требования которого должны соблюдать все. Так встречаются позитивное (положительное, т. е. реально существующее, действующее, установленное государством) и естественное право.

МНЕНИЯ

Из наследия русского философа В. В. Зеньковского (1881—1962):

«Любопытно отметить... первые ростки так называемого «естественного права», которое стало особенно развиваться в России во второй половине XVIII в. и перешло потом в XIX в. [Русский историк, академик] Р. Ю. Виппер (1859—1954) считает, что идея «естественных прав», которая часто встречается в XVI в. у русских публицистов и церковных деятелей... «взята из римской юридической сокровищницы»... Однако, с неменьшим основанием, можно возводить первые ростки идей «естественных» (каждому человеку с рождения присущих) прав к христианскому мировоззрению. Во всяком случае, в русской литературе XVI в. настойчиво проводится мысль о свободе, дарованной Богом всем людям».

Когда в России появились «первые ростки» естественного права? Откуда, по мнению академика Р. Ю. Виппера, исходит естественное право? Чем отличается точка зрения В. В. Зеньковского?

Итак, право — особый социальный регулятор. Оно обычно исходит от государства (т. е. создаётся законодательными или другими компетентными органами государства) и закрепляется в законе или другом нормативном акте. Но право, конечно, нельзя свести к отдельному закону, норме. Право — это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций (в том числе и государственных).

Продолжение >>>