Главная >> Обществознание 8 класс. Боголюбов

 

 

 

Глава II. Сфера духовной культуры

 

       

§ 7. Мораль

Давайте вспомним

Кого называют добрым? Каким бывает зло? В чём смысл золотого правила морали? В чём смысл экологической морали?

Подумаем

Имеет ли мораль власть над людьми? Что бывает за нарушение моральных норм? Можно ли жить без морали?


Учёные, изучающие мораль, утверждают, что она в своём содержании элементарна. Великие моралисты — Иисус Христос, Моисей, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой, Альберт Швейцер и др. — сводили основной смысл морали к золотому правилу. С наибольшей выразительностью оно сформулировано в Библии, в Нагорной проповеди Христа («нагорная» в буквальном смысле означает произнесённая на возвышенном месте, на горе, куда Христос взошёл, чтобы поведать своё учение народу): «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

В этих простых на первый взгляд словах — душа морали, её назначение. Мы получаем ясный ответ на вопрос: зачем нужна мораль? Прежде всего для того, чтобы научить нас, как относиться к людям.

Мораль, нравственность

А теперь подумаем, что имеют в виду, когда произносят слово «мораль». Что это такое?

Понятно, что это правила, которые регулируют поведение людей. Правил много, но все они для того и создаются, чтобы регулировать, направлять, советовать (скажем, правила поведения школьников или правила обращения с электроприборами и т. д.).

Особенность морали в том, что она регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. Не случайно говорят: «Мораль начинается там, где один человек сделал что-то доброе другому».

Если человек почистил себе картошку, то его поступок нельзя оценивать как моральный — это просто бытовой момент. Но если он помог её почистить кому-то (бабушке, соседу, заболевшему другу и т. д.) — это поступок моральный: здесь есть отношение, которое можно оценить с позиции добра и зла.

С этой позиции можно также оценить и отношение человека к природе, окружающей среде (вспомните об экологической морали). А ещё с этой позиции можно (и нужно!) оценивать отношение человека к самому себе. Странно? Но только на первый взгляд. Дело в том, что человек, чтобы быть человеком, должен заниматься самовоспитанием (вырабатывать в себе моральные качества: милосердие, ответственность, честность, трудолюбие, справедливость), а также самокритикой (постоянно проверять свои поступки с точки зрения морали). Всё это необходимо для того, чтобы быть порядочным человеком, уметь оценивать себя, своё поведение с позиции морали — добра и зла. Такие качества порядочный человек вырабатывает в себе всю жизнь, как говорят, воспитывает свою душу, чтобы уметь правильно, морально поступать.

А теперь обобщим сказанное. Можно предложить такое определение: мораль — это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Иногда задумываются над вопросом о происхождении морали — откуда она? Это один из вечных вопросов, на него нет однозначного ответа. Говорят, что корни морали в самой природе, или в человеке, или в обществе. И очень многие уверены, что мораль от Бога. Тут уж каждый судит сам.

ФАКТЫ

За тринадцать веков до нашей эры великий библейский моралист Моисей провозгласил бессмертные Десять Заповедей. И сегодня, спустя три с лишним тысячи лет, люди узнают о них, открыв Библию (священную книгу христиан) или Тору (священную книгу иудеев).

За шесть веков до нашей эры ученик спросил мудреца, каким словом можно руководствоваться всю жизнь. «Это слово «взаимность». Не делай другому того, чего себе не желаешь», — ответил мудрец. Это был Конфуций — китайский философ. Одним из первых он сформулировал великий принцип гуманизма — золотое правило морали.

Начало нашей эры. Иисус Христос в своём учении провозгласил заповеди любви и милосердия (заповедь — наказ, наставление, правило поведения). Христианский идеал морали, который донесла до нас Библия, призывает преодолевать вражду, разлад в отношениях между людьми через любовь, но любовь особого рода — милосердную, умеющую прощать и сотрудничать.

Подумай: насколько важна, актуальна сегодня, спустя тысячелетия, мораль любви, провозглашённая Христом? Можешь ли ты привести аргументы за и против?

Существует ещё одно слово, которое часто употребляют вместе со словом «мораль». Это слово «нравственность». Многие учёные считают, что различий между этими словами нет, что это слова-синонимы. Но почему же всё-таки зачастую употребляют оба эти слова вместе, причём в одной фразе? Спрашивают, например: «Как оценить этот поступок с точки зрения морали и нравственности?»

Некоторые учёные считают, что эти понятия надо уметь различать. Мораль представляет собой строгие духовные правила поведения. А нравственность — это совокупность людских нравов, сама жизнь, точнее, та часть жизни, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т. д. Из практической нравственности постепенно вырастает мораль. Внимательно наблюдая жизнь, деятельность, поступки, нравы, люди долго и тщательно их обдумывают и, наконец, формулируют чётко определённое правило (норму) поведения. Значит, можно вполне обоснованно предположить, что мораль — это мысли, идеи о том, как нужно правильно, по-доброму поступать. А нравственность — это уже практические поступки людей.

Есть учёные, которые считают, что нравственность бывает добрая и злая, как бывают нравы добрые и злые (раньше даже говорили «добронравный», «злонравный»). К злой нравственности относят все отрицательные, недобрые дела и поступки. Примером злой нравственности могут служить такие суждения: «Человек человеку — волк», «С волками жить — по-волчьи выть», «Своя рубашка ближе к телу», «Падающего — толкни» и др.

Злая нравственность эгоистична, себялюбива, всегда утверждает свою исключительность: только я, только для себя, а остальное — «гори всё синим пламенем», «мне всё до лампочки». Злая нравственность — это когда человек (или группа людей) утверждает: я (мы) лучше и выше всех, наша вера лучше всех, наша нация выше всех, наша культура выше всех и т. д. Безусловно, человек должен любить свою страну, культуру, нацию, может любить свою религию. Любовь — прекрасное чувство, в нём проявляются уважение и забота, т. е. добрая нравственность. Но как только человек (или группа людей) встаёт в позу исключительности и заявляет: «Моё лучше всех», он (они) скатывается на позицию злой нравственности. Самое страшное последствие злой нравственности в том, что она ведёт к вражде, разделяет людей, толкает их на гибельный путь.

Продолжение >>>