Главная >> Обществознание 8 класс. Боголюбов

 

Глава IV. Экономика

 

§ 25. Потребление

Давайте вспомним

Каковы основные потребности человека? Как формируется бюджет в семье? Из чего складывается совокупный бюджет в семье?

Подумаем

Что влияет на то, какие товары мы покупаем? Постоянен ли список предметов роскоши? Можно ли замерить благосостояние?


Потребление — использование благ (товаров и услуг) в целях удовлетворения потребностей. Потребление является конечной целью всякого производства. Производство подчиняется интересам потребителей, ориентируется на удовлетворение их потребностей. Основными потребителями в экономике выступают отдельный человек, семья, фирма, государство. Экономисты различают производственное потребление — расходование, использование ресурсов в процессе производства — и непроизводственное, конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей.

Семейное потребление

Потребности людей в разнообразных товарах и услугах постоянно растут и изменяются. То, что ещё не так давно считалось предметом роскоши, сегодня стало предметом первой необходимости. Если расспросить бабушек и дедушек, они расскажут, что 45—50 лет назад телевизор был только у некоторых людей. Сегодня без телевизора трудно представить себе жизнь человека. Твои родители помнят, как в дома людей входили компьютеры, превращаясь на глазах из предмета роскоши в предмет необходимости. Правда, то, что для одного человека является уже предметом необходимости, для другого ещё долго может оставаться предметом роскоши.

Но не только потребности влияют на семейное потребление. Предметы потребления и разнообразные услуги необходимо оплачивать. Стоимость потребительских расходов ограничена размером дохода человека, семьи. Чем больше доход, тем больше товаров и услуг может приобрести человек или семья. Можно, например, не только удовлетворять потребности в тех или иных вещах, но и ходить в театры, на концерты, в кино. Да и материальные потребности по мере роста благосостояния людей меняются. Например, возникает потребность покупать модную одежду, несмотря на то что та, которая есть, ещё не износилась.

В связи с увеличением дохода происходит увеличение потребления, и наоборот, чем меньше доход человека или семьи, тем меньше средств можно тратить на покупку товаров и услуг.

Часть потребительских расходов люди могут производить за счёт сбережений — средств, накопленных для будущего потребления. Сбережения помогают приобрести дорогостоящие товары или услуги, например квартиру, автомобиль, произвести оплату за учёбу в вузе. Помогают сбережения и людям, потерявшим работу или вышедшим на пенсию.

Все люди независимо от их материального положения ограничены в средствах, которые могут тратить на удовлетворение своих потребностей. И каждый человек, даже самый богатый, может оказаться в ситуации, когда не хватает денег на ту или иную покупку. Но для одного это может быть пара сапог, а для другого — острова в океане.

Вы уже знаете, что все расходы делятся на обязательные и произвольные. Напомним, что к обязательным расходам (без которых нельзя обойтись) относятся расходы на питание, одежду, обувь, хозяйственные товары, лекарства, а также транспорт, квартплату, оплату электричества, газа, отопления, других коммунальных услуг. Кроме того, в обязательные расходы входят налоги и платежи по заключённым договорам (например, договорам страхования, о котором речь пойдёт дальше). Расходы, без которых можно обойтись, называют произвольными.

Приведи примеры таких расходов.

Некоторые из вас могут сказать, что деление расходов на обязательные и произвольные условно. Ведь для какого- то конкретного человека, скажем, покупка книги или билета в филармонию важнее, чем покупка килограмма мяса. И именно эти товары будут для него удовлетворением личных потребностей. Рассуждая так, они будут правы, только эта оценка будет социально-психологической, а не экономической. Экономисты изучают общие тенденции, проявляющиеся в процессе потребления.

Рассмотрим одну из закономерностей в сфере семейного потребления, сформулированную ещё в XIX столетии немецким статистиком Эрнстом Энгелем. В результате многолетних наблюдений учёный установил, что с ростом семейных доходов доля расходов на питание снижается, расходы на одежду, жильё, коммунальные услуги меняются незначительно, а доля расходов на культурные потребности заметно возрастает. Опираясь на эти выводы, экономисты стали оценивать степень благосостояния граждан по доле их расходов на питание. Чем большую часть средств население тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния в той или иной стране.

Помимо размеров доходов семьи, на специфику её потребительских расходов влияют:

    — состав и возраст членов семьи;
    — вкусы, привычки, интересы;
    — культурный уровень семьи.

Подумай, какие расходы типичны, например, для молодёжи и несвойственны пожилым людям; приведи примеры расходов, связанных с разными интересами людей; предположи, какие расходы будут у семей с высоким уровнем культуры, в то время как у семей с другим уровнем культуры они могут отсутствовать.

Значительно расширяют семейное потребление школьники. К их расходам относятся расходы на книги, школьнописьменные принадлежности, ранцы, возможно, на школьную и спортивную форму, питание вне дома, увлечения, культурно-спортивные мероприятия. У многих есть мобильные телефоны, содержание которых представляет особую статью расходов. Значительная часть средств идёт на не всегда фиксируемые карманные расходы школьников.

Говоря о школьниках как потребителях, можно условно выделить среди них две группы. Первые расходуют часть совокупного семейного дохода, не внося в него никакого собственного вклада. Вторые вносят свой личный вклад в семейный доход, они работают (например, осуществляют мелкий ремонт компьютеров и радиоаппаратуры, присматривают за детьми, покупают продукты пенсионерам, доставляют подписчикам газеты и журналы). Многие из них задумываются над продолжением своего образования после школы. Понятно, что если в школе учиться вполсилы, то в дальнейшем, возможно, придётся тратить значительные средства на оплату дополнительных занятий с преподавателями. Хорошая учёба в школе, таким образом, отражает рациональный подход к семейным средствам и собственным потребностям.

Продолжение >>>