Главная >> Обществознание 8 класс. Боголюбов

 

 

 

Глава IV. Экономика

 

       

§ 20. Рыночная экономика

Давайте вспомним

Как связаны между собой затраты и прибыль производства? Какую роль в хозяйственной жизни играет торговля? Что такое экономический выбор? Какие существуют экономические системы?

Подумаем

Обязательно ли управлять экономикой? Нужны ли правила поведения на рынке? Как рождаются цены на товары и услуги? Рынок — зло или благо для общества?


Вы уже знаете, что общество использует различные варианты организации экономической жизни. Один из способов согласования экономической деятельности людей для решения главных экономических вопросов — рыночная экономика.

Рынок и условия его функционирования

Характерными чертами этой экономической системы являются: свободный обмен между продавцами и покупателями, стимулированный выгодой от сделки; частная собственность на экономические ресурсы; материальная ответственность участников рыночного обмена за результаты самостоятельно принятых решений (продавцы и покупатели затрачивают свои средства и рискуют ими). Напомним, что в понятие «рынок» входит совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления.

Для нормальной деятельности рынку необходимы определённые условия. Отметим наиболее важные из них: свободное ценообразование, конкуренция, свобода предпринимательской деятельности. С особенностями, видами и формами бизнеса вы познакомились при изучении курса 7 класса. Остановимся более подробно на двух других условиях функционирования рынка.

Конкуренция — соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле. Слово «конкур» обозначает особый вид конных соревнований — преодоление различных препятствий. Более знакомое вам слово «конкурс» — состязание, соперничество за достижение определённых преимуществ. Вспомним: конкуренция, борьба между производителями товаров и услуг, существовала уже с первых шагов развития товарного производства. Каждый производитель стремился быстрее продать свой товар на рынке и получить прибыль на вложенные деньги. В рыночной экономике продавцы конкурируют друг с другом, стараясь привлечь как можно больше покупателей. Для этого они стремятся снижать цены, улучшать качество товаров, использовать рекламу.

Приведи примеры участия в конкуренции современных предпринимателей, использующих различные способы борьбы за потребителя.

Конкуренцию называют главным мотором рыночной экономики. Она позволяет создавать новые и более дешёвые товары и способы их производства, более совершенные технологии.

МНЕНИЯ

Российские учёные-экономисты отмечают, что рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. «Конкуренция и конкурентный рынок — это невозможность влияния на уровень цены ни одним из многочисленных участников рыночного процесса; попытка повысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цен наносит убытки и затрудняет возмещение издержек», — пишут они.

Участники конкурентной борьбы стоят перед сложным выбором: либо ценой огромных усилий вписаться в прогресс и опередить тех, кто добился успеха, либо смириться с потерей прибылей.

Вспомни применённый Генри Фордом новый способ организации производства — конвейер, позволивший ему одержать победу в конкуренции на рынке производителей автомобилей. Подумай, с чем был связан этот успех.

В рыночной экономике, в отличие от командной, конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства и даёт производителю возможность самому принимать экономические решения, взвешивая успех или неудачу своего дела.

Несмотря на то что производитель решает главные вопросы экономики на свой страх и риск, т. е. свободно и самостоятельно, в обществе не воцаряются хаос и анархия. Почему? Каким образом отдельные производители согласовывают свои действия друг с другом? Дело в том, что в условиях рынка производитель подчиняется очень влиятельной силе — диктатуре цен.

Чтобы понять, как рождается рыночная цена и каким образом она помогает согласовать поведение участников рынка, познакомимся с понятиями «спрос» и «предложение».

Продолжение >>>