Главная >> Обществознание 8 класс. Боголюбов

 

 

 

Глава III. Социальная сфера

 

       

§ 14. Социальные статусы и роли

Давайте вспомним

Кого называют личностью? Что такое социализация?

Подумаем

К чему обязывает положение ученика средней школы? Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?


В предыдущем параграфе мы положили в основу рассмотрения социальной структуры общества взаимосвязь социальных групп. Вместе с тем социальная структура может быть представлена как совокупность социальных статусов и ролей.

Социальная позиция человека в обществе

Социальная позиция человека в обществе с вытекающими из неё правами и обязанностями и есть его социальный статус.

Вот пример статусной ситуации. Подросток К. 15 лет, сын, внук и брат в своей большой семье, гражданин России, ученик средней школы, житель крупного города, капитан школьной футбольной команды.

Здесь перечислены многие, но далеко не все позиции, которые определяют статус личности. Так, значение имеют национальность, социальное происхождение. Социальный статус взрослого человека во многом зависит от уровня образования, профессии, занимаемой должности, семейного положения.

Таким образом, социальный статус охватывает целый набор позиций. Из них всегда можно найти главную, наиболее важную в данный период для человека. К примеру, для пожилой женщины решающее значение может приобрести статус бабушки — возможность ухода за внуками и их воспитание; для мужчины средних лет — всё, что связано с профессиональной деятельностью или бизнесом, — должность, размер дохода, масштаб влияния и т. п.

Социологи различают приписанный (предписанный) и достигаемый статусы. Первый статус принадлежит человеку от рождения, второй является результатом прилагаемых усилий. Достигаемым статусом называют то, что человек обретает собственными усилиями; образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификацию и т. п.

СИТУАЦИЯ

Спустя некоторое время после развода с мужем женщина вторично выходит замуж. Для её детей от первого брака этот мужчина будет отчимом. Он обретает новый статус, который нельзя считать ни прирождённым, ни достигаемым. Это приписываемый статус.

Иногда статус разделяют на прирождённый и приписываемый. Прирождёнными можно рассматривать пол, возраст (хотя это изменчивая, но биологически определяемая сторона статуса), этническую принадлежность, расу. Приписываемый статус также приобретается с рождения (или будет обязательно признан обществом), но не носит биологического характера. Так, член королевской семьи с рождения приобретает определённые титулы.

Сравни статус жены и тёщи: какой приписываемый, а какой достигаемый?

Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.

Так, статус ученика средней школы даёт возможность приобщиться к результатам совокупного социального опыта человечества, т. е. получить достоверные знания из различных областей науки, техники, культуры, овладеть необходимыми умениями и навыками. В то же время овладение этим опытом является и обязанностью ученика, поскольку общество заинтересовано в отвечающей современным требованиям подготовке подрастающих поколений. Положение учащегося требует от личности соответствующего поведения: посещать школу, следовать установленному в ней распорядку, выполнять учебные задания и т. п. Поведение, ожидаемое окружающими от школьника, предполагает активное общение с одноклассниками, уважительное отношение к учителям.

Иная социальная роль у руководителя предприятия, школы. Его главная задача в том, чтобы наладить дело, обеспечить слаженную работу всего коллектива. Кроме того, подчинённые рассчитывают, что он будет справедлив, сможет учитывать индивидуальные особенности и жизненные обстоятельства каждого, будет проявлять заботу об условиях труда и достойном вознаграждении работников. Вышестоящее начальство ожидает от него чёткого выполнения правил и распоряжений «сверху» и при этом умения самостоятельно и оперативно решать все возникающие проблемы.

Что же произойдёт, если ожидания не оправдаются, если человек отойдёт от ожидаемых моделей поведения? Реакция окружающих будет зависеть от характера возникшего несоответствия. Если, к примеру, некто, отмеченный правительственной наградой, придёт неуместно одетым на её торжественное вручение, его ждёт, скорее всего, лишь моральное осуждение. Иными будут последствия в том случае, когда член какой-либо политической партии допустит критику её руководства в широкой печати. Возможно, этого человека ожидает исключение из партии. Если работник добровольно взял на себя обязанности заболевшего коллеги, начальство, вероятно, поощрит его.

Таким образом, видно, что общество, его различные группы и организации мерами поощрения и наказания, т. е. различными санкциями, поддерживают поведение, предписываемое социальной ролью.

Поскольку человеку приходится выполнять различные социальные роли, их требования могут вступать в противоречие. Допустим, Игорь Н. знает, что, как ученик, он должен регулярно посещать школу. Одновременно, входя в небольшую группу друзей-одноклассников, положением в которой он очень дорожит, юноша стремится соответствовать ожидаемому от него поведению. По инициативе лидера этой группы друзья в один из дней решают прогулять уроки, отправившись в загородную поездку.

Каким может быть поведение Игоря в условиях ролевого конфликта? Рассмотри варианты. Какую линию поведения избрал бы в данном случае ты? Почему?

Продолжение >>>