Главная >> Обществознание 6 класс. Боголюбов

 

Глава I. Человек в социальном измерении

 

§ 4. Потребности человека

Давайте вспомним

Что такое деятельность? Каковы отличительные черты деятельности человека?

Обсудим вместе

Живёт на свете человек. Всё у него есть. Всё его устраивает, он ни о чём не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живёт и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

Какие бывают потребности

Мобильный телефон, компьютер и телевизор, самолёт и автомобиль... Всё когда-то было в диковинку. До появления этих предметов человек спокойно обходился без них. Но по мере того как они распространялись, завоёвывали себе жизненное пространство, человек всё больше и больше нуждался в них, они становились ему всё более необходимыми. Проходит какое-то время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники!

Меняется мир, меняются человеческие потребности. Человек понимает, что есть что-то, без чего ему будет трудно, практически невозможно обойтись. И он начинает предпринимать какие-то шаги, чтобы получить нужное.

Например, ты услышал о новом фильме. Тебе очень захотелось его посмотреть. Что ты станешь делать? Попросишь родителей купить диск с фильмом? Возьмёшь его у друзей? Воспользуешься Интернетом? Пойдёшь в кинотеатр? В любом случае ты не будешь сидеть сложа руки. Иными словами, именно потребности заставляют человека действовать.

Человеку необходимы воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых. Он заботится о том, как выжить самому и продолжить свой род. Это биологические потребности. Такие потребности ещё относят к физиологическим или материальным.

Но для того чтобы стать личностью, занять своё место в обществе, этого явно недостаточно. Поэтому говорят о социальных потребностях: потребности в общении, в труде. Человек не станет счастливым, если не сможет реализовать свои способности, не найдёт своё место в жизни.

Человек испытывает духовные потребности в познании окружающего мира, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.

Потребности возникают вновь и вновь. С изменением жизни у людей появляются новые потребности и новые способы их удовлетворения. Потребности во многом определяются условиями, в которых человек живёт. Это касается даже биологических потребностей. Голод независимо от того, в каком обществе человек живёт, должен быть утолён, т. е. нужно поесть. Но что и как? За столом с помощью ножа и вилки съесть вкусно приготовленную пищу или есть руками сырое мясо? Согласись, существует разница.

Ни одну потребность невозможно удовлетворить раз и навсегда. Она возникает снова, заставляя человека создавать новые возможности для её удовлетворения.

Потребности выступают в качестве мотивов деятельности, заставляя человека планировать свои действия и предпринимать определённые усилия.

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

Жан Франсуа Шампольон

Одиннадцатилетним мальчиком Жан Франсуа Шампольон (1790—1832) впервые увидел древнеегипетские надписи и понял, что их расшифровка станет делом всей его жизни. Он изучал древнюю историю и древние языки.

После многолетней работы над надписью на Розеттском камне1 Шампольон нашёл ключ к прочтению иероглифического письма древних египтян. Уже в семнадцать лет он сделал свой первый доклад о Древнем Египте на заседании научного общества. Но главное событие в его жизни произошло спустя 15 лет: он открыл метод прочтения древнеегипетской письменности.

    1 В 1799 г. в устье Нила был найден камень, на котором был написан текст в трёх вариантах: иероглифами, на древнегреческом и древнеегипетском языках (Розеттский камень).

Вопрос

Что заставляло Шампольона действовать? Можно ли сказать, что дешифровка древнеегипетского письма стала для него жизненно важной потребностью? Важной настолько, что он не смог бы спокойно жить и чувствовать себя счастливым? Представь, что ему не удалось бы достичь намеченного. Как это повлияло бы на его жизнь?

Потребности человека индивидуальны. Ещё древнегреческий философ Сократ говорил: «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть». Вряд ли о таких людях можно сказать, что у них богатый духовный мир.

Общество порождает определённые потребности человека, которые, в свою очередь, оказывают влияние на развитие самого общества.

Так, дети с ограниченными возможностями и особыми потребностями требуют специальной заботы со стороны окружающих. Для этого создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение.

Духовный мир — это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. Он формируется в процессе удовлетворения духовных потребностей, т. е. в процессе познания (приобретения знаний). Духовный мир каждого человека уникален. Духовно богатый человек стремится к новым знаниям.

Продолжение >>>