Главная >> Обществознание 6 класс. Боголюбов

 

Глава II. Человек среди людей

 

Учимся вести себя в ситуации конфликта. Практикум

Учимся вести себя в ситуации конфликта

Как правильно слушать

1. Проявляй терпение: не прерывай, не мешай. Помни, что задача слушающего — помочь в выражении проблем говорящего.

2. Не давай оценок человеку: если ты будешь оценивать чувства говорящего, то он станет защищаться или противоречить тебе.

3. Не старайся решать, кто прав, а кто виноват. Сосредоточься на точке зрения говорящего в течение всего времени, пока ты слушаешь.

4. Не давай советов: помни, что лучшие решения в конфликте — это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал.

Правила успешного общения через посредника в конфликтной ситуации

1. Говори только по просьбе или сигналу посредника.

2. Относись к другому человеку с уважением и доверием.

3. Обращаясь, называй оппонента так, как он этого пожелает перед началом вашей встречи, или просто называй его по имени, избегая местоимения «он» или «она».

4. Не перебивай ни оппонента, ни посредника. Проявляй терпение и выдержку.

5. Знай, что у тебя обязательно будет возможность и время сказать всё, что ты считаешь нужным.

6. Внимательно выслушивай своего оппонента и старайся увидеть в его словах и позиции положительные моменты.

7. Проявляй добрую волю, настойчивость и старайся вести обсуждение, а не уходи от него, замыкаясь в себе.

8. Стремись в какой-то степени принять точку зрения другого человека, увидеть происходящее его глазами.

9. Помни, что посредник не должен предлагать варианты решения конфликта, он только организатор и помощник взаимодействия двух сторон.

10. Не разглашай содержания разговора до завершения конфликта.

Практикум

1. Придумай сценарии коротких сценок, показывающих различные виды и уровни межличностных отношений (знакомство, приятельство, деловые отношения, неформальные отношения).

2. Составь словесный потрет своего лучшего друга. Подумай, чем ты можешь его порадовать.

3. Составь схему «Малые группы в нашем классе». Для этого представь графически, сколько малых групп по разным основаниям можно выделить в классе (например: тёзки; те, у кого одинаковое отчество; любители кошек или собак; любители шахмат и т. п.; приятели). Каждую группу изобрази на схеме и стрелками покажи, как они связаны между собой. Придумай, как на этой схеме отметить своё место в каждой из групп, в которые ты входишь.

4. Часто в общении люди используют условные языки, например язык цветов, язык смайликов и т. п. Составь словарик таких невербальных (без помощи слов) средств общения.

5. Составь собственную памятку, помогающую найти верный выход из конфликта. Предложи варианты разрешения конфликтных ситуаций: два ученика хотят сидеть на одном и том же месте в классе; как пригласить на день рождения приятелей, не обидев никого из них, если они недавно поссорились и ни за что не хотят мириться.