Главная >> Обществознание 6 класс. Боголюбов

 

Глава II. Человек среди людей

 

§ 7. Человек в группе (окончание)

С какой группой тебе по пути

Ты уже знаешь, что одновременно являешься членом нескольких групп. Ты член семьи, школьного класса, спортивной секции и др. В каждой из этих групп могут быть свои нормы — правила, законы.

Вопрос

Подумай, по каким правилам живут группы, в которые ты входишь. Соответствуют ли правила одной группы правилам другой? Какие из них ты выполняешь с охотой, а какие — потому, что этого требует группа?

С какой группой тебе по пути

Очень важно отметить одну особенность группы. Она как бы вбирает в себя силу всех людей, которые в неё входят. И эта сила может быть направлена на самые разные дела, как на хорошие, так и на плохие. Так, например, ты можешь участвовать в охране природы, будучи членом специальной группы: оберегать зелёные насаждения, подкармливать зимой птиц и т. п. А в другой группе ты вроде бы не занят ничем, просто время проводишь. Но вдруг кому-то в голову пришла шальная мысль, а ребята, не задумываясь, подхватили её. И вот вы уже заняты делом, за которое потом тебе может быть стыдно. Но это потом, когда ты спокойно обо всём подумаешь и разберёшься. А пока всё кажется увлекательным, простым и лёгким, ведь все ребята это делают, и ты — как все! Страшные поступки может совершить такая группа.

Необходимо помнить: к какой бы группе ни принадлежал человек, ответственность за собственное поведение всегда остаётся на нём самом. И если группа совершает что-либо противозаконное, вина каждого участника признаётся ещё большей, чем если бы он совершил этот поступок в одиночку. Групповые действия, совершённые вопреки закону, усугубляют вину отдельного человека. Вот почему так важно мысленно спрашивать себя: «Нравится ли мне то, что я делаю с группой? Делал бы я то, что делаю сейчас в группе, если бы был один, или нет?»

Человек может уйти из той группы, где ему неуютно, неинтересно, с действиями которой он не согласен. Например, попав в группу болельщиков какой-то футбольной команды, ты начинаешь понимать, что объединяет ребят в ней не только любовь к клубу и одинаковые футболки. У них похожие взгляды на мир, представления о добре и зле. Ты можешь почувствовать, что эти взгляды расходятся с твоими. И если ты не хочешь отказываться от своих представлений, рано или поздно ты из этой группы уйдёшь.

Ты можешь видеть, что некоторые ребята из твоей группы курят, пьют спиртные напитки или употребляют наркотики. Они могут предложить тебе поступать так же. Помни: настоящие друзья никогда не будут настаивать на том, что может повредить твоему здоровью. Ищи людей со здоровыми интересами. Держись ближе к людям, чьи позиции и поведение тебе по душе.

Вопрос

К сожалению, иногда случается так, что человек, входя в определённую группу, считает представителей всех других групп хуже себя. Как ты думаешь, это справедливо? Что можно сказать о таком человеке?

Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека.

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

Аркадий Петрович Гайдар

Аркадий Петрович Гайдар (1904—1941) (настоящая фамилия — Голиков). В четырнадцать с половиной лет он командовал ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка. После ранения и контузии Гайдар ушёл из армии и стал писателем.

Одна из книг Гайдара («Тимур и его команда») приобрела невиданную в истории литературы судьбу. Её герой — Тимур, смелый, благородный, отзывчивый мальчуган, придумал чудесную игру. Он вместе с группой ребят окружил тайной заботой людей, нуждающихся в помощи. Все свои действия Тимур и его команда держали в секрете. Никто не видел ребят, когда они носили старушке воду или укладывали дрова. Их помощь была не показной, не для благодарности или награды — они помогали людям по зову благородных сердец.

Прочитав эту книгу, ребята в разных городах стали создавать группы, похожие на команду Тимура. Так началось тимуровское движение. Особое значение оно имело в годы Великой Отечественной войны, когда ребята помогали семьям ушедших на фронт. Первые тимуровцы уже стали бабушками и дедушками.

Книгу Гайдара и сегодня читают твои ровесники. И сегодня то в одном, то в другом уголке нашей страны вдруг становится известно о добрых делах современных тимуровцев.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Зачем люди объединяются в группы? Что группа даёт человеку?

2. Подбери синонимы к словам «нормы» и «санкции».

3. Найди в тексте параграфа строки, которые иллюстрируют поговорку «Один в поле не воин».

4. Вспомни, в каких ролях твои родные, одноклассники и друзья проявляли себя с неожиданной стороны.

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Чем похожи все те группы, в которые ты входишь? По каким признакам эти группы различаются? Как ты себя в этих группах чувствуешь?

2. Как ты думаешь, почему многие ребята, переехавшие в другой район города, продолжают ездить в свою школу, хотя это очень далеко и неудобно?

3*. Шли по дороге 20 путников. Однажды вечером на них напали два разбойника и обобрали всех до нитки: один разбойник держал одного из путников, другой разбойник отнимал у него вещи. И ни один путник не мог одолеть сразу двух разбойников. Можно ли назвать этих путников группой? Какого важного качества настоящей группы им не хватило?

Учимся совместно всей группой делать полезные дела

Подружитесь с детьми-инвалидами. Помогите организовать для этих ребят соревнования и конкурсы, учитывая их возможности.

Составьте список памятников тех мест, где вы живёте. Узнайте историю этих памятников. Если надо, организуйте уход за ними. Расскажите о них младшим, родителям.

Подружитесь с малышами, читайте им книжки, играйте, привлекайте к полезным делам.

Соберите сведения о родственниках, не вернувшихся с войны. Побеседуйте с ветеранами. Запишите их рассказы. Совершите походы по местам боевой славы.

<<< К началу