Главная >> Обществознание 6 класс. Боголюбов

 

Глава I. Человек в социальном измерении

 

§ 1. Человек — личность

Давайте вспомним

Что происходило с детьми, которых воспитывали животные? Какие свойства человека относят к биологическим?

Обсудим вместе

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек. Младшая вскоре умерла, а старшая, Камала, стала жить среди людей. Долгое время девочка ходила на четвереньках, бегала, опираясь на руки. Не пила, а лакала, рычала, когда к ней подходили. Камала прожила среди людей более десяти лет, но её развитие оставалось на уровне ребёнка четырёх лет.

Выскажите своё мнение, почему так произошло. Что нужно ребёнку для того, чтобы он развивался, как человек? Сверьте свои высказывания с текстом.

Что такое личность

Человек — существо социальное (общественное). Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение — всё, что окружает ребёнка, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества личности.

Древнегреческий философ Л. Сенека сказал как-то: «Не может быть душа одного цвета, а ум — другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным...» Этими словами учёного можно охарактеризовать личность.

Что же такое личность? Личность — совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми. Психологи называют личность вершиной всех качеств человека потому, что только личность обладает сознанием.

А что такое сознание? Ответить на этот вопрос тебе поможет анализ этого слова. Человек со знанием относится к миру, не только знает, но и умеет применять приобретённые знания, добывать новые знания. Другими словами, сознание — это отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание даёт возможность человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя.

Сознание свойственно только человеку, поэтому и личностью становится только человек.

Когда о человеке можно сказать, что он личность?

Оказывается, это связано с пониманием человеком самого себя, с отделением своего «я» от других людей. Тебе, конечно, приходилось наблюдать маленьких детей. Они говорят про себя «Петя», «мальчик», но не пользуются местоимением «я»: «Петя хочет пить», «Петя — мальчик». Но вот наступает время, когда ребёнок начинает отделять себя от окружающих, сравнивает себя со сверстниками, проявляет свою индивидуальность. Психологи считают это признаком развивающейся личности.

Значит, получается, что нельзя сказать про какого-нибудь человека: «Ты не личность»? Строго говоря, нельзя, потому что любой человек — личность, только её развитие иногда не соответствует требованиям, которые предъявляются к этому человеку. Бывает неразвитая личность, личность, которая не соответствует возможностям человека, преступная личность и т. п.

Как определить, заслуживает ли уважения данная личность? Для этого нужно выяснить следующее: как этот человек трудится (учится, работает, играет); как относится к окружающему миру (природе, другим людям, обществу); как оценивает самого себя (знает свои достоинства, понимает свои недостатки, занимается самовоспитанием).

Другое качество личности — способность к различной деятельности. Уже маленький ребёнок играет, рисует, танцует, т. е. занимается деятельностью. Главная деятельность школьника — учение. Основная деятельность взрослого — труд. Трудовая деятельность людей может быть самой разнообразной: одни занимаются умственным трудом, другие — физическим, а нередко — и тем и другим.

Чтобы деятельность протекала успешно, человек приобретает необходимые знания и умения. Например, для отличной учёбы ты должен уметь организовывать свой учебный труд: хорошо понимать, какой результат нужно получить, как решить поставленную задачу, какие трудности могут возникнуть и как их преодолеть.

Для успешной деятельности в школе важны и такие качества, как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость. Ученик должен критически относиться к своим успехам и уметь преодолевать трудности.

Вопрос

Оцени, какие качества для успешной деятельности хорошо развиты у тебя. Над чем тебе ещё нужно работать?

Проведи опрос среди своих друзей на тему «Какие качества личности особенно привлекательны для тебя». Сопоставь их ответы со своими, насколько они близки.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Серов

Серебрякова

Вопрос

Составь словесные портреты девушек. Можно ли по их внешнему виду представить черты их характера, особенности поведения? Используй для описания слова: задумчивая, мечтательная, активная, печальная, жизнерадостная, улыбчивая.

Продолжение >>>