Главная >> Обществознание 6 класс. Боголюбов

 

Введение

 

Как работать с учебником

Уважаемый шестиклассник!

Изучение обществознания продолжается. Данный учебник повторяет структуру учебника 5 класса, ты встретишься с уже известными тебе рубриками. Каждый параграф в учебнике по- прежнему предваряется вопросами и заданиями для повторения. Рубрика «Вспомним» даёт возможность связать новый материал с уже знакомым. Старайся самостоятельно отвечать на её вопросы. Обращай внимание на связи изучаемого материала с жизнью, с теми ситуациями, в которых ты оказываешься.

Рубрика «Обсудим вместе» поможет тебе обратить внимание на дискуссионные вопросы, на мнения и суждения по поводу изучаемых сюжетов. Не всегда ответ лежит на поверхности. Часто полезно рассмотреть вопрос с разных сторон, выслушать разные мнения. Не зря говорят: ум хорошо, а два лучше. У тебя уже есть опыт дискуссий, ты понимаешь, что с чужим мнением стоит считаться. Только уважая другого человека, можно рассчитывать на взаимное уважение.

В рубрике «Жил на свете человек» помещён материал о выдающихся людях, чьи имена составляют славу человечества. Знакомясь с ним, обращай внимание на деяния людей, многие из которых не щадили себя в труде на благо других. Кто-то прославил своё имя на поприще науки или искусства. Кто-то был выдающимся государственным или военным деятелем. А кто-то навсегда вошёл в историю как политик, юрист или экономист. Не ради наград и славы жили на Земле эти люди. Но благодарное человечество чтит их имена, отдаёт должное их заслугам.

Обращение к прошлому необходимо не только ради любви к истории. История даёт полезные уроки и для настоящего, и для будущего. Чтобы не совершать ошибок, важно приобщиться к опыту предшественников. Для этого будь внимательным, читая материал рубрики «Путешествие в прошлое».

Работая с учебником по обществознанию, ты, вероятно, привык обращаться к словарю. Многие специальные термины и сложные слова выделены в тексте жирным шрифтом. Не исключено, что какие-то термины покажутся тебе знакомыми. Может быть, ты знаешь, что они означают, встречался с ними на уроках по другим предметам. И в этом случае не ленись заглядывать в словарь. Возможно, что у знакомого термина или понятия есть ещё одно значение. Пополняя свой словарный запас, ты приобретаешь важное преимущество. Тебе легче объяснить другому то, что ты сам понял, до чего додумался, если ты можешь верно подобрать синонимы, привести примеры, выбрать подходящие случаи как иллюстрации изученного.

Важное в параграфе выделено на плашке со значком.

Ещё до чтения параграфа пролистай его, определи, какие компоненты и рубрики есть в тексте, какой дополнительный иллюстративный материал поможет тебе в освоении новой темы. Тексты параграфов не предназначены для заучивания или пересказа близко к тексту. Они должны помочь тебе понять самое главное, научиться размышлять, аргументировать свою точку зрения. Для того чтобы её сформировать, старайся выделить самое основное в тексте учебника. Стремись высказать своё мнение ясно и чётко. При выборе аргументов обращай внимание на их достоверность, соответствие предмету рассуждений. Подумай, какие положения текста ты можешь дополнить собственными примерами.

Не стремись прочитать текст быстро и поскорее ответить на вопросы к нему. Уметь читать — значит понимать, что хотел сказать автор. Не ленись лишний раз проверить себя, хорошо ли ты понял мысль автора. В чём ты с ним согласен? С чем можешь поспорить? Какие аргументы можешь привести?

Учебник — это не только текст параграфов, а все его компоненты в единстве. Работая с ним, старайся максимально использовать всю информацию. А при необходимости обращайся к дополнительным сведениям энциклопедий, справочных сайтов и т. п.

Открывает содержание учебника материал о человеке — личности, о том, как человек познаёт окружающий мир и самого себя. Это поможет тебе узнать свои сильные и слабые стороны, развить свои способности.

Материал следующей главы поможет тебе строить свои отношения с ближайшим окружением, в общении, умении ладить с другими людьми.

Содержание главы III выявляет, какие отношения между людьми помогают им стать лучше, добрее, сильнее. Ведь сила бывает не только физическая. Сила добра и справедливости человеку подчас важнее, чем сила мышц. Человеку свойственно размышлять о себе и своих поступках, оценивать их с точки зрения добра. Об основных добродетелях ты также узнаешь на уроках обществознания.

Наряду с теоретическими знаниями учебник включает и такие знания, которые необходимы любому человеку, причём практически ежедневно. Об этом идёт речь в рубрике «Учимся...». В самом деле, чисто житейский случай или реальная ситуация может поставить тебя в тупик, если знаний не хватает. Как поступить, когда дело касается тебя непосредственно? Рубрика «Учимся...» окажется полезной.

Это не значит, что данная рубрика содержит исчерпывающий перечень всего, что может быть полезно тебе и твоим сверстникам. Конечно, жизненных ситуаций может быть огромное множество. Но, обращаясь к этой рубрике, ты, возможно, сам сумеешь сформулировать какие-то полезные правила. Значит, школьные уроки не прошли даром — ты становишься мудрее, твой жизненный опыт учит тебя не совершать ошибок. Сам знаешь: кто не учится на чужих ошибках, тот совершает свои.

В учебнике ты встретишь иллюстрации. Их назначение не в том, чтобы развлекать тебя. Во многих случаях иллюстрации в дополнение к тексту помогут лучше усвоить главное. Обращай внимание на схемы и таблицы.

Параграфы учебника завершаются вопросами рубрики «Проверим себя». Если не удаётся ответить на них сразу, стоит ещё раз обратиться к тексту, сосредоточиться на главном. В рубрике «В классе и дома» ты, как и прежде, найдёшь познавательные задания различного уровня сложности. Среди них есть и практические упражнения. Причём некоторые задания предполагают сопоставление полученных результатов с достижениями твоих одноклассников. Тем интереснее будет подводить итоги совместной или индивидуальной работы. Как и прежде, твоим надёжным помощником будут интернет-ресурсы. Ты уже довольно умело ими пользуешься, продолжай совершенствовать свои навыки. (Список полезных интернет-ресурсов ты найдёшь в конце учебника.)

Каждая глава завершается рубрикой «Практикум», задания которого помогут тебе применить полученные знания в практической деятельности.

В конце учебника помещены «Вопросы для итогового повторения». Они позволят тебе самому оценить, насколько успешно ты занимался, чему научился, в чём лучше разобрался, а что ещё не совсем понятно тебе. Если ты можешь здраво оценить, чего именно ты достиг, значит, ты обладаешь критическим мышлением, владеешь самоанализом. Твоя самооценка не менее важна, чем внешняя оценка со стороны учителя, родителей, одноклассников. Чем старше ты становишься, тем больше от тебя требуют окружающие. Но только ты сам можешь до конца честно ответить себе, насколько ты самостоятелен, ответствен, организован. Согласись, что тебе самому приятно общаться далеко не с каждым человеком. Одни люди привлекают тебя, от других ты стараешься держаться подальше. Поразмышляй, почему так происходит. Кто именно служит для тебя идеалом? Есть ли такой человек рядом с тобой? А может быть, этот человек жил давным-давно? Тогда стоит подумать, чем он близок тебе. Что в нём кажется тебе современным? В чём стоит ему подражать? Одним словом, думай, оценивай себя как можно строже. Тогда никто не упрекнёт тебя в отсутствии собственной позиции.

Желаем тебе успехов, шестиклассник!