Главная >> Обществознание 5 класс. Боголюбов

 

Глава IV. Труд

 

§ 10. Труд и творчество

Давайте вспомним

Кого называют ремесленником? Какое значение имел труд ремесленника для развития общества и жизни людей?

Обсудим вместе

Любой ли труд является творческим? Может ли человек научиться работать творчески?

Трудовая деятельность человека

Давай представим такую сценку. Ты лежишь на лесной полянке и наблюдаешь, что происходит вокруг. Вот птица полетела к гнезду кормить птенцов. Вот белка прыгает с ветки на ветку — наверное, ищет грибок, делает запасы на зиму. А вот муравей тащит домой соломинку.

Выходит, можно сделать вывод, что животные тоже трудятся?

Нет, такой вывод был бы неверным. Почему?

Животное выполняет всегда одни и те же действия, необходимые ему для жизни: разыскивает пищу, преследует добычу, заготавливает корм. Это условные и безусловные рефлексы, с которыми ты познакомишься на уроках биологии.

Ни одно животное не создаёт чего-то нового, до него никем не виданного, не деланного, не испробованного.

Ни одно животное не думает заранее, как оно будет работать: какую цель поставит, какие средства подберёт для её достижения, сколько времени на это понадобится. То есть животное не умеет планировать свою работу. Планирование — это черта деятельности человека.

Человек учится трудиться. Он может делать только то, чему научился, и настолько хорошо, насколько овладел своим делом.

Человек, используя природные материалы, умеет создавать для своей деятельности различные машины и инструменты. Создавать средства труда, облегчающие его, может только человек.

Есть ещё одно отличие «труда» животных от трудовой деятельности человека. Люди постоянно изменяют (совершенствуют) то, что создали. Посмотри фото, какими были первые счётные машины и как выглядят современные суперкомпьютеры.

Вычислительная машина

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

Константин Эдуардович Циолковский

В небольшом городе Калуге в маленьком домике неподалёку от реки Оки жил скромный учитель физики и математики Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). После перенесённой в детстве скарлатины Костя почти полностью потерял слух, поэтому ходить в обычную школу не мог и учился самостоятельно. Став взрослым, он сдал экзамен на звание учителя и всю свою жизнь преподавал в школе. Но, будучи творческой личностью, Циолковский мечтал о том времени, когда люди смогут летать в космос. Для этого он создавал свои научные работы по ракетостроению и космонавтике. На крыше своего дома он устроил обсерваторию и наблюдал за небесными светилами: Солнцем, Луной, звёздами и планетами.

К. Э. Циолковский впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, нашёл важные инженерные решения конструкций ракет, именно он предложил создавать в космосе орбитальные станции, и эта идея сейчас, как тебе известно, реализована. До сих пор К. Э. Циолковский считается одним из самых известных учёных в области космонавтики.

Мастер и ремесленник

Ремесленником называют человека, владеющего ремеслом. А ремесло — это деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов. Быть ремесленником — значит заниматься каким-то ремеслом. Чем отличается труд ремесленника от труда на заводах и фабриках? Главное отличие в том, что ремесленный труд обычно ручной, без использования сложных машин и механизмов. Важен ли труд ремесленника? Конечно, ведь скольких бы предметов лишился человек, если бы не было гончара и столяра, плотника и стекольщика, игрушечника и печника!

Среди ремесленников встречаются такие, которые вызывают восхищение у людей любовью к своему делу, погружая их в приятное созерцание созданных ими предметов.

Мастер — человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своём деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.

Однако есть и другое значение слова «ремесленник». Если у человека нет таланта, работает он без выдумки, без фантазии, по шаблону и трафарету, которые кто-то уже до него придумал, такого человека называют «ремесленник».

Продолжение >>>