Главная >> Обществознание 5 класс. Боголюбов

 

 

 

Глава I. Человек

 

       

§ 1. Загадка человека

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ

Чем человек отличается от других живых существ? Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью, занимается ли творческой деятельностью?

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался? Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нём?

Чем человек отличается от других живых существ?

Вопрос

Рассмотри схему и проверь правильность своих выводов об отличиях человека от животного. Допустил ли ты ошибки? Чем ты можешь их объяснить?

(Подсказка: забыл, был невнимательным, не знал этого.) Выскажи свои предположения: зачем человек рождается? Каковы ценности человеческой жизни? Сверь свои высказывания с текстом.

Зачем человек рождается

Всем людям, жившим на Земле, живущим сегодня, и тем, кто будет жить завтра, посчастливилось родиться людьми. Зачем человек рождается? Для чего проживает долгую жизнь? Одни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни. Другие видят назначение человека в служении Родине, в совершении добрых поступков, в гуманном отношении к людям. В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка.

Великие люди разных стран и народов — писатели, учёные, музыканты, государственные деятели — по-разному отвечали на этот вопрос. Но все они сходились в одном: должность «человек» — самая прекрасная на Земле. Ты, конечно, знаешь писателя М. М. Пришвина. Вот какие слова он написал: «Всё прекрасное на Земле — от солнца, и всё хорошее — от человека». Люди — существа разумные. Они не должны совершать дурных поступков. От людей зависит, будет ли жизнь на Земле мирной и как на ней будут жить люди.

Ты, наверное, уже читал прекрасное произведение «Маленький принц». Автор его Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».

А вот что сказал Л. Н. Толстой: «Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже».

Вопрос

Как ты понимаешь слова писателей? Какая ответственность лежит на человеке?

Итак, человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага для себя. Человек, как самое разумное существо на свете, должен заботиться о благе других, делать всё, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.

Что такое наследственность

Вопрос

Как ты думаешь: правильно ли высказывание «Человек рождается как «чистый лист»? Сверь свои ответы с текстом.

На кого ты похож? Почему один человек похож на отца, а другой — на бабушку? Почему о родственниках говорят «похожи как две капли воды»? А чем похожи все люди на Земле?

На все эти вопросы можно ответить, если знать, что любое живое существо наследует, т. е. получает от своих родителей (предков), определённые биологические признаки (свойства).

Наследственность животного проявляется в его инстинктах, т. е. в определённых действиях (поведении), уже имеющихся при рождении. Обучаться инстинктам животному не нужно, так как оно рождается с ними. Такими инстинктами являются: способность защищаться (менять окраску тела, выпускать яд, нападать или обороняться), строить жилища, запасать на зиму корм, впадать в спячку, ухаживать за потомством и многие другие.

Инстинкты животных часто бывают очень сложными. Пчёлы, например, с помощью движений передают своим собратьям различные сигналы: об опасности, удачной охоте за нектаром и т. п.

В науке хорошо известен такой пример: незадолго до того, как цыплята должны вылупиться из яйца, они издают хорошо слышимый писк. Воспроизводя звуки коршуна, можно добиться затихания этого писка, и, наоборот, писк усиливается при кудахтанье курицы. Но ведь очевидно, что ещё не родившиеся цыплята не имеют опыта знакомства ни с курицей, ни с коршуном. Значит, в их наследственном аппарате уже заложен механизм реагирования на опасные и неопасные звуки.

Окончание >>>