Главная >> Обществознание 5 класс

 

 

 

Обществознание 5 класс. Боголюбов

 

       

Как работать с учебником обществознание

Уважаемый пятиклассник!

Перед тобой учебник по обществознанию для 5 класса — твой помощник в путешествии в мир знаний об обществе и о человеке.

Это новый для тебя предмет. Он расскажет о той части мира, которая именуется обществом. Что-то об этом ты уже знаешь из курса «Окружающий мир», что-то узнаёшь параллельно из курса «История». Чем же отличается новый предмет «Обществознание» от «Истории»? Если на уроках истории ты узнаёшь о жизни общества в прошлом, то, изучая курс «Обществознание», ты будешь больше узнавать о современном обществе.

Ты и сам являешься частью этого общества: ведь ты окружён людьми, ты учишься в школе, ты живёшь в прекрасной стране — России. Живя в обществе, ты каждый день вступаешь в контакты с людьми. С близкими ты обсуждаешь то, что волнует тебя, что вызывает любопытство. Но ты незримыми нитями связан и с теми людьми, с которыми, возможно, лично не знаком. Ведь ты пользуешься тем, что создают своим трудом земледельцы, рабочие, инженеры и представители многих других профессий. Ты живёшь в построенном кем-то доме. Может быть, этот дом построили твои близкие или дальние родственники. А возможно, ты не знаешь, кто эти люди. Но результат их деятельности даёт тебе кров и тепло.

Ты ходишь в школу. Кроме тебя, там учатся и другие ребята. Во всех городах и многих небольших посёлках есть школы. В них тоже учатся ребята от 7 до 17 лет. Все они относятся к такой общественной группе, как школьники. Ты только вдумайся: ты садишься за парту, и в это же время миллионы школьников в разных частях Земли спешат в классы. Всё-таки это здорово — быть частью огромного целого.

Важной частью любого общества является семья. Можно сказать, что всё общество состоит из семей. Члены семьи — родственники. А все семьи составляют общество.

Ты живёшь в Российской Федерации. В разные исторические времена наше государство называлось по-разному. Но оно всегда было важной частью мира. Его историю ты будешь изучать в школе, а возможно, и после школы. На уроках обществознания ты узнаешь, как устроено наше государство, какие государственные символы оно имеет, какими правами и обязанностями обладают его граждане. Узнаешь ты и о самом главном законе нашей страны — Конституции. О значении слова «патриот» ты тоже узнаешь, работая с учебником, который держишь в руках.

Чтобы путешествие в мир знаний было не только интересным, но и полезным, прежде чем приступить к работе с учебником, внимательно прочитай этот раздел: он поможет тебе организовать свою работу наилучшим образом.

Всё содержание учебника разбито на главы (темы), а главы — на параграфы.

Текст параграфов необходимо читать, обращая внимание на выделенные жирным шрифтом слова. Эти слова объяснены в словаре. Не забывай заглядывать в него, если выделенные слова тебе непонятны.

Параграфы рассчитаны на два урока. Определить, что нужно прочитать к уроку, тебе поможет учитель. Каждая новая глава (тема) учебника начинается сообщениями «О чём мы узнаем» и «На какие вопросы ответим». Это поможет лучше уяснить, какой материал ты будешь изучать в каждой теме, какие вопросы являются самыми главными.

Текст параграфа не единственный источник информации. Обращай внимание не только на неизвестные тебе факты или выводы; внимательно работай с текстом и сопутствующими ему компонентами (вопросы, задания, рубрики).

В учебнике ты встретишь рубрику «Жил на свете человек». Прочитав её, ты узнаешь интересные факты из жизни людей, оставивших заметный след в памяти народа. Эта информация полезна не только для расширения кругозора: в жизни каждого выдающегося человека есть то, что может быть примером для думающего подростка.

В рубрику «Путешествие в прошлое» включены сведения о жизни, обычаях, достижениях людей в далёкие времена. Современное общество во многом опирается на эти достижения. Коллективный опыт человечества позволит лучше разобраться в явлениях современности. Не зная прошлого, нельзя созидать будущее. Опыт предков бывает не только интересным, но и поучительным.

Иллюстрации учебника служат не только тому, чтобы сделать текст увлекательным. У них есть и другое назначение. Это часть учебной информации. Важно соотнести текст и рисунки, подумать, чем они друг друга дополняют, что уточняют. Иногда к иллюстрациям предлагаются специальные вопросы — обрати на них внимание, чтобы не пропустить что-то существенное.

В рубрике «Картинная галерея» помещены репродукции широко известных произведений изобразительного искусства. В курсе обществознания они помогают лучше понять тему урока. Работа с материалом этой рубрики не развлечение, а серьёзный труд сотворчества. Старайся проникнуть в авторский замысел, обращай внимание на художественную манеру, мастерство живописца.

Подписи под репродукциями картин содержат сведения о годах жизни художника, которые даны в скобках. После названия произведения указаны дата его написания и музей, в котором хранится данное полотно. При этом использованы сокращения ГТГ — Государственная Третьяковская галерея (Москва) и ГРМ — Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).

Самое важное в параграфе выделено таким значком: . Обрати на это внимание.

По ходу изложения материала встречаются вопросы и задания к тексту, которые заставят тебя задуматься, помогут самостоятельно сделать вывод.

Дискуссионные вопросы встречаются в рубрике «Обсудим вместе». Не стесняйся высказать свою точку зрения, поделиться своими взглядами с одноклассниками. Помни, что в споре рождается истина. Но только в том споре, где побеждают знание, сила доказательства, уважение к собеседнику.

Каждый параграф завершается вопросами для самопроверки — рубрикой «Проверим себя». Отвечая на них, ты сможешь подготовиться к беседе на следующем уроке, проверить, всё ли из учебного материала ты понял. Если есть затруднения, обратись к тексту ещё раз. Как правило, ответы на эти вопросы содержатся в тексте параграфа.

Задания рубрики «В классе и дома» предназначены для выполнения на уроке или дома, как индивидуально, так и в группах. Выполняя их, ты можешь проявить свою эрудицию, привлечь знания из других предметов — «Окружающий мир», «История», «Литература». Ведь все эти предметы касаются разных сторон жизни общества и человека. Если потребуется, загляни в энциклопедии, словари или справочники. Приобретая умения и навыки работы с такой литературой, ты узнаешь много нового, интересного.

Задания, отмеченные звёздочкой (*), являются более трудными. Они рассчитаны на тех ребят, которые проявляют интерес к обществознанию, не боятся сложностей, умеют работать не только с учебником, но и с дополнительной литературой, Интернетом.

Многие параграфы завершаются рубрикой «Учимся...». Здесь помещены правила, памятки, которые помогут тебе справиться с заданиями раздела «Практикум».

Возможно, ты уже имеешь опыт полезных практических дел. Хорошо, если в этом году ты расширишь его, сумеешь стать более отзывчивым и терпимым. Не исключено, что твоя помощь другим людям отзовётся в их сердцах благодарностью. А может быть, никто не заметит твоих усилий, и это не страшно, ведь главное — приумножать каждый день добро.

В учебнике имеются «Вопросы для итогового повторения» (см. оглавление). Отвечая на них в конце учебного года, можно проверить, как усвоен материал курса. Однако заглядывать в этот раздел учебника следует после завершения изучения каждой главы. Если какие-то вопросы вызывают затруднения, повтори соответствующий материал или обратись за помощью к учителю, к своим товарищам по классу.

Изучение курса «Обществознание» не ограничивается работой с учебником. Старайся внимательно вглядываться в окружающий тебя мир. У тебя есть много возможностей на практике показать, что твои знания и умения неформальны, что ты человек неравнодушный.

Обращай внимание на ситуации, в которых полученные знания тебе полезны, размышляй сам и обсуждай с товарищами результаты своих размышлений, потому что коллективно добытые истины приумножают твой личный опыт, помогают соотнести его с опытом других людей. Одна из задач курса «Обществознание» — помочь тебе ориентироваться в окружающем мире людей.

Успехов тебе, юный россиянин!