Главная >> Обществознание 10 класс. Боголюбов

 

Глава 1. Человек в обществе

 

§ 6. Познавательная и коммуникативная деятельность

Кто может о себе сказать: «Я знаю, что я ничего не знаю»? Можно ли полагаться на достоверность информации, полученной с помощью органов чувств? Как различить знание истинное и неистинное? Наступит ли конец научным открытиям? Чем занимается паранаука?

Человеку, проучившемуся много лет в школе, не нужно объяснять, что означает слово «знания». Знать, ведать, разуметь — значит обладать информацией (совокупностью сведений) о тех или иных областях реальности. Знанию противопоставляется незнание, невежество.

Знание — это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Познанием называется процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. Для совершенствования познавательной деятельности необходимо изучить её особенности и проблемы.

Познаваем ли мир?

Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной проблеме учёные разделились на оптимистов, пессимистов и скептиков.

Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.

Ещё в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен. Эта идея легла в основу агностицизма (от греч. agnostos — непознаваемый) — философского учения, отрицающего возможность познания. Любопытно, что с развитием знаний о мире агностицизм не умер. В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, английский учёный Д. Юм (1711—1776) сделал вывод: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас их сущность».

Распространённой разновидностью агностицизма был конвенционализм. Согласно этому учению, существующие научные теории являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio — соглашение). Эти теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов.

В известной мере агностицизм сохраняется и сегодня, когда многие тайны мироздания открыты.

Сторонники гносеологического (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение; гносеология — учение о познании) оптимизма, не отрицая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма. В качестве аргумента одни из них отмечают ясность и отчётливость научной мысли, повествующей о сущности изучаемых объектов. Другие делают упор на общезначимость получаемых результатов. А третьи — на невозможность существования человека без знаний, проверяемых в реальной практике жизни.

Все, кто признаёт познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.

Основные формы познания

Познание чувственное и рациональное

Наука о знании и познании выделяет различные формы чувственного познания. Первая из них — ощущения, т. е. отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов. Вторая форма чувственного познания — восприятие, которое даёт целостное отражение предметов в многообразии их свойств. Наиболее сложная форма чувственного познания — представление, поскольку здесь нет уже конкретного предмета, который отражается. Но, как и в восприятии, остаётся конкретный образ объекта, с той лишь разницей, что этот образ несколько «усреднён», на него действуют аналогичные образы прошлого и он теряет свои уникальные и случайные черты. Для представления характерна память, её «оживление». Нередко в представлении действует и воображение: при его помощи человек способен восстанавливать то, что уже было, выделять отдельные стороны того или иного объекта, комбинировать их. В итоге могут быть получены представления реальные, которые человек способен воплотить в жизнь (например, представление о новом устройстве автомашины), или же представления нереальные (например, о русалке, домовом, кентавре и т. п.).

В процессе рационального (логического) познания используются и такие формы, как понятие, суждение, умозаключение (иногда сюда включают гипотезы, теории, методы).

Понятие — это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей, например, понятия «человек», «самолёт» не ограничиваются образом какого-то конкретного человека или маркой летательного аппарата.

Более сложной формой рационального познания является суждение — мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания. Суждение отражает связи, существующие между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).

Рациональная познавательная способность (как, впрочем, и чувственная — на уровне представлений) связана с мышлением. Мышление, в свою очередь, связано с речью. Речь осуществляется с помощью языка. Язык — это система специальных знаков, имеющих предписанное им значение. В качестве знаков могут выступать звуки, рисунки, чертежи, жесты и т. п. Предписанное значение — это содержание, закреплённое за тем или иным знаком. Связь значения со знаком в разных языках различна (например, слова, означающие дом или человека, по-разному звучат и пишутся в разных языках). Знак обычно выступает средством познания, хотя может быть и объектом, если речь идёт о специальном непосредственном изучении знаков и знаковых систем.

Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов. Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность. Сенсуалисты считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».

Противоположной линии придерживаются рационалисты. Они признают основой познания и поведения людей разум (от лат. ratio — разум), отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя это неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.

Кто же прав?

Конечно, познавательная способность чувств ограниченна, но следует признать, что это единственный канал, с помощью которого человек непосредственно связан с материальной действительностью. Без чувственного познания невозможна первичная ориентировка в мире, невозможно постижение красоты и гармонии.

Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания. Однако рациональное познание невозможно без чувственного. Так, например, в физических теориях немалую роль играет чувственно-наглядная сторона (в виде схем, чертежей и других изображений). Иначе говоря, в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное начало, а в других — рациональное.

Истина и её критерии

Посредством органов чувств, мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о мире. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.

Истина — это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. Или иначе: истина — это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним.

Человек не всегда может познать истину в полном объёме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы), и знания его ограничены данным конкретным моментом, поэтому такую истину называют относительной. Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.

Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.

Как же отличить истину от заблуждения, от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания?

Существует точка зрения, что знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов.

Другим критерием истины является признание истинным того, что полезно для человека.

Эти точки зрения характеризуют свойства, которые хотелось бы обнаружить в истинном знании. Однако критики изложенных взглядов отмечают, что не всякая логически стройная теория является истинной и, напротив, знание, не приносящее непосредственной пользы, на поверку может оказаться истинным.

Более надёжным критерием истины считается практика. Если, например, атомная электростанция, созданная на основе определённой физической теории, даёт электроэнергию, значит, данная теория истинна. Но эта точка зрения подвергается критике: практика не охватывает весь реальный мир, к тому же практическое подтверждение какой-либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не значит, что данная теория не является истиной. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью. Если заблуждение — это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное, то ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью обман кого-либо. С точки зрения нравственности заблуждение — добросовестная неправда, а обман — недобросовестная.

Истинностное проявляется специфично в каждой области знания. В историческом исследовании оно будет иным, чем, к примеру, в химии или литературоведении. В математических науках обоснование положений всегда завершается теоретическим доказательством: критерием истинности этих положений непосредственно выступает теория. Специфична истина и при судебном расследовании, где зачастую приходится с трудом пробираться к ней, исследуя множество гипотез, фактов, данных, полученных экспертами, свидетельские показания.

Продолжение >>>