Главная >> Обществознание 10 класс. Боголюбов

 

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений

 

Вопросы к 3 главе

1. Составьте таблицу, в одной колонке которой укажите черты, сближающие мораль и право, в другой — черты, разделяющие их.

2. Составьте схему под условным названием «Иерархическая лестница нормативных актов Российской Федерации». Расположите на лестнице нормативные акты в порядке возрастания их юридической силы.

3. Правоведы при характеристике правомерного поведения отмечают, что большинство людей добровольно исполняют нормы права. При этом подчёркивается особая социальная ценность правомерного поведения. Раскройте высказанную правоведами мысль. В чём вы видите социальную ценность правомерного поведения?

4. Подготовьтесь к проведению дискуссии в классе на тему «Существуют ли правонарушения, неопасные для общества?». Случай I. Двое старшеклассников переходили улицу, как положено, на зелёный свет светофора и, оказавшись на середине дороги, решили перебежать её, несмотря на то что светофор переключился на красный свет. Водитель легкового автомобиля, ехавший со скоростью выше положенной, резко затормозил, и его вынесло на встречную полосу, по которой шёл автобус. Шофёр автобуса, отвлечённый перебранкой в салоне, на мгновение отвлёкся, и машины столкнулись. К счастью, никто не пострадал, тем не менее виновные в дорожно-транспортном происшествии были привлечены к административной ответственности. Какие виды административных проступков привели к дорожно-транспортному происшествию? Как будет наказан каждый из правонарушителей? Аргументируйте свою точку зрения. Случай II. Группа подростков по инициативе и под руководством ранее судимого Николая К. похитила младенца — сына крупного коммерсанта — и шантажировала отца по телефону, угрожая вывезти ребёнка за пределы страны, если коммерсант не выплатит за освобождение мальчика большую сумму. Нанятая Николаем для присмотра за похищенным ребёнком няня вскоре раскаялась и позвонила в полицию. Бандиты были арестованы. Докажите, что деятельность организованной группы является преступлением. Кто из соучастников этого преступления был его организатором, кто — исполнителем и кто — пособником? Ответ поясните. Учитывая смягчающие и отягчающие обстоятельства, определите возможные виды наказания каждого из соучастников. Аргументируйте ответ.

5. Обсудите вопрос о том, какие из перечисленных критериев могут свидетельствовать о низком уровне правовой культуры граждан:

    — незнание правовых норм;

    — незнание римского права;

    — неуважение к закону;

    — использование знания закона в корыстных интересах;

    — отсутствие юридического образования.

6. Один из видов правомерного поведения учёные-юристы называют ненадёжным. Как вы думаете, какой и почему? Свой ответ обоснуйте.

7. Представьте, что вам предложили подготовить сообщение на тему «Для чего мы изучаем основы правовых знаний?». Каковы были бы основные тезисы вашего выступления? Подумайте, какие аргументы вы могли бы назвать в качестве главных. Свой ответ обоснуйте.

8. Сравните два высказывания Л. Н. Толстого. Нет ли между ними противоречия? Объясните свою точку зрения.

«Этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нём».

«Закон прогресса, или совершенствования, написан в душе каждого человека и только вследствие заблуждения переносится в историю. Оставаясь личным, этот закон плодотворен и доступен каждому, перенесённый в историю, он делается праздною, пустой болтовнёй, ведущей к оправданию каждой бессмыслицы и фатализма».