Главная >> Обществознание для 10 класса. Боголюбов

 

Глава 2. Общество как мир культуры

 

   

§ 16. Массовая культура

Могла ли появиться массовая культура в традиционном обществе? Как связаны СМИ и массовая культура? Откуда пошло выражение «жёлтая пресса»?

Термин «массовая культура» означает различные культурные продукты, а также систему их создания и распространения. Прежде всего к таким продуктам относятся произведения литературы (беллетристика), музыки (поп- музыка), изобразительного искусства (комиксы, плакаты), кино- и видеофильмы (триллеры, комедии и т. д.). В сферу массовой культуры можно также включить определённые образцы поведения, внешнего вида. Данные продукты и образцы приходят в каждый дом благодаря средствам массовой информации, через рекламу, веяния моды.

Характерные черты массовой культуры

Массовая культура имеет ряд отличительных черт.

Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Говорят даже о её примитивности. Этот упрёк отчасти справедлив. Но «облегчённость» произведений масскульта во многом обусловлена объективно. В условиях индустриализации возросла потребность в «интенсивном отдыхе» — быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после напряжённого и монотонного трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации прежде всего лёгкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации. За них он согласен был платить деньги.

Сначала появился спрос на непритязательную беллетристику, яркие, выразительные картинки (литографии), затем — на фильмы (прежде всего на комедии, приключения, мелодрамы), граммофонные пластинки с популярными мелодиями. Спрос этот рос по мере роста грамотности населения, увеличения его доходов, сокращения продолжительности рабочего дня и расширения зоны досуга. Массовая культура — это прежде всего зона отдыха, а не пространство для решения вечных вопросов.

Простоту произведений массовой культуры нельзя однозначно связывать с их низким уровнем. Понятие «массовая культура» не равнозначно понятию «плохая культура». Произведения массовой культуры могут быть и великолепными, и средними, и совсем убогими. В массовой культуре есть свои вершины, например музыка «Битлз», песни Эдит Пиаф, роман М. Митчелл «Унесённые ветром». В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: актёры Любовь Орлова, Николай Черкасов, Игорь Ильинский, Жан Габен, всемирно известный певец Марио Ланца, композиторы Ф. Лоу (автор известного мюзикла «Моя прекрасная леди»), И. Дунаевский, кинорежиссёры Г. Александров и И. Пырьев. Славные имена создателей замечательных образцов «культуры для народа» можно перечислять и перечислять.

Занимательность. Эта особенность массовой культуры обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые понятны большинству людей, вызывают неизменный интерес, а подчас и шокируют зрителя: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, ужасы. Авторы литературных произведений стремятся «покруче завернуть сюжет», заставить читателя с нетерпением ждать развязки. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а эффективно действуют. И чаще всего читателя, зрителя ждёт счастливый конец: влюблённые женятся, преступники получают по заслугам, враги повержены и т. п.

Особенно большими возможностями в привлечении внимания и возбуждении интереса обладает «картинка», или так называемый видеоряд. Изображение всегда более наглядно, чем текст. Акцент на зрительное, визуальное свойственен массовой культуре.

Серийность, тиражируемость. Эта черта масскульта проявляется двояко. Прежде всего она находит выражение в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей. Книги, диски выходят подчас миллионными тиражами, мыльную оперу по телевидению также смотрят миллионы зрителей. Не меньше и количество тех, кто, пусть и невольно, знакомится с рекламными роликами.

С другой стороны, определённая серийность проявляется и в известной повторяемости сюжетных ходов, похожести героев. Так, в разных вариациях используется образ Золушки — бедной хорошей девушки, начинающей свой жизненный путь в трудных условиях (сирота, обманута любимым и т. п.) и добивающейся благодаря трудолюбию, честности, скромности, обаянию перелома в своей судьбе, жизненного успеха (удачное замужество, профессиональный рост, семейное счастье). «Миф Золушки» широко используется в латиноамериканских сериалах. На нём были построены и многие киноленты прошлого, например советские фильмы «Светлый путь», «Москва слезам не верит».

Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре её становления. Беллетристика, комиксы, лёгкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту масскульта. Читая даже «облегчённое» литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаём свой образ героев. Экранное восприятие не требует от нас этого. Видеовосприятие, как считают культурологи, по сравнению с чтением почти развлечение.

Коммерческий характер. Культурный продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, — это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на самые общие, фундаментальные человеческие эмоции. Мало кто не умилится улыбке маленького ребёнка, счастью влюблённых, не обрадуется торжеству добра и наказанию зла, всем приятно смотреть на красивых женщин и мужчин.

Произведения массовой культуры создаются в основном в рамках профессионального творчества: музыку пишут профессиональные композиторы, сценарии фильмов — профессиональные литераторы, рекламу создают профессиональные дизайнеры.

При этом «массовый человек» отнюдь не просто потребляет то, что ему предлагается. Рынок массовой культуры — это в большей степени рынок покупателя, чем рынок продавца (т. е. условия обмена «культуры на деньги» диктует покупатель, а не продавец). Если вдруг по какой-то причине массовый покупатель начнёт требовать трансляции концертов классической музыки, а не очередного шоу звёзд эстрады, рынок массовой культуры пойдёт ему навстречу. Но и «продавцы» на этом рынке (как и на любом другом) также активны, стараются сформировать спрос на уже имеющийся у них продукт, рекламируют свой товар.

Продолжение >>>