Главная >> Обществознание 10 класс. Боголюбов

 

Глава 2. Общество как мир культуры

 

§ 14. Религия и религиозные организации

Реален ли потусторонний мир? Каковы место и роль религии в современном обществе? Как соотносятся светское и религиозное начала в культуре?

Особенности религиозного сознания

На уроках истории вы уже получили сведения о роли религии и церкви в жизни человеческого общества в различные исторические эпохи. Однако эти знания чаще всего ограничиваются общими представлениями о влиянии церкви на сферы политики и культуры в различных странах.

Религия не исчерпывается деятельностью официальных институтов — церквей и других вероисповедных объединений (общин). При изучении этого явления важно понять, что мы имеем дело с миром сложных нравственных, ценностных, эстетических и других исканий людей, психологически насыщенных, эмоционально острых и содержательных для верующего человека.

«Религия» в буквальном переводе с латинского означает «связь» («восстановление связи»). Верующие считают связь повседневной жизни, поступков и даже своих помыслов с главной святыней, т. е. с Богом, превосходящей по своим возможностям и проявлениям возможности обычных людей. Это особый вид реальности. В науке такая реальность называется сверхъестественной, потусторонней. Однако для людей верующих, как подчёркивал известный русский религиозный мыслитель и учёный П. А. Флоренский (1882—1937), эта реальность более естественна, чем обычные способы и формы человеческой жизнедеятельности.

Итак, религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).

Религиозное сознание — это убеждение верующих в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог — высшая сила в мире. Соответственно нравственные требования и нормы воспринимаются в религиозном сознании как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран, Лунь-юй («Беседы и суждения»), основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником (заветы Моисей получил от Бога Иеговы (Яхве) на горе Синай; Нагорная проповедь Христа — это слово Богочеловека; пророк Мухаммед продиктовал то, что сообщил ему Бог через ангела (архангела) Джебраила).

Светское сознание отличается от религиозного тем, что источники всех важнейших процессов в мире оно усматривает в посюсторонних, на его взгляд, изменениях в обществе: в накоплении культурных навыков, в бурном прогрессе естественных, технических и прикладных наук, в гуманизации и компьютеризации образования, в разумной экологической политике, в планировании семьи и в других сферах жизни людей. Светское сознание считает религию глубоко частным, даже интимным, делом индивидов. Оно выступает за последовательное отделение церкви от государства и школы, за укрепление позиций научных знаний в оценках места и роли религии в обществе.

В светском сознании могут быть элементы безразличного, атеистического отношения к религии. В то же время толерантность (терпимость) светской культуры к иным мировоззрениям и культурам даёт возможность сотрудничества с ними по целому ряду вопросов, актуальных как для верующих, так и для неверующих.

Религию как особую сферу культуры человечества изучает специальная наука — религиоведение. Среди проблем, которые интересуют учёных, — сущность религии, её значение в общественном развитии, её возникновение, развитие и соотношение с другими явлениями культуры. Религиоведение наряду с этикой, изучающей мораль, — наука философская. Её не следует путать с теологией (богословием), являющейся совокупностью религиозных учений о сущности и действии Бога.

Вера в Бога как в сверхъестественное существо, по воле которого должны происходить все основные события в земном мире вообще, а в человеческом общежитии в особенности, лежит в основе любой религии. Развитие представлений о Боге имеет длительную и многоплановую историю. В её основе — настойчивые усилия людей восполнять недостатки и пороки земной жизни верой в возможность их исправления и компенсации чудесным образом.

Религия имеет ряд идей и представлений, сосредоточенных вокруг учения о природе, проявлениях и действиях божественного существа или существ. Таковы рассказы, мифы, верования в богов у древних греков, древних римлян, древних индийцев, древних китайцев и других народов. В них отчётливо представлен многобожный (политеистический) характер этих религиозных систем. Напротив, в Ветхом Завете (религия древних иудеев), в религиях христиан и мусульман выражен единобожный (монотеистический) принцип. Во многих религиях существуют представления о человекоподобных (антропоморфных) богах. Боги ведут себя подобно людям: гневаются, мстят, радуются, ревнуют, скорбят и т. д. Если их много, они либо ссорятся между собой, враждуют, либо объединяются для исполнения общих замыслов.

С течением времени происходило постепенное вытеснение из религии прямого — антропоморфного — содержания. Это было связано с ростом культуры общества, с появлением в нём богословов и верующих, способных более или менее систематически избегать в своих рассуждениях о божестве прямых аналогий с земными событиями, переживаниями и обстоятельствами. Тем не менее в любой религии образ Бога всегда имеет печать породивших и питающих его земных условий. На это указывают и личные характеристики Бога (святость, милосердие, справедливость и др.) в различных религиозных системах. Подобные характеристики Аллаха приводятся в Коране; в иудаизме Бог представлен недоступным и требующим жертвоприношений; в христианстве Бог предстаёт отцом для всех тех, кто в него уверовал.

Различают религии мировые — христианство, ислам, буддизм — и региональные. Перечисленные мировые религии именуются так потому, что их последователи представлены разнообразными национально-этническими группами. Принадлежность их к данной религии не определяется кровнородственными связями и отношениями. Эти религии ставят свои ценности выше этнонациональной принадлежности своих последователей. Региональные же религии ориентированы на особый культурно-психологический склад, способ мышления {менталитет), обусловленные в первую очередь самоидентификацией по кровным, т. е. этнонациональным, основаниям. В них кровнородственные союзы последователей и связанные с этими союзами противостояния определяют этнические составляющие.

Продолжение >>>