Главная >> Литература 9 класс. Коровина. Часть 2

 

Литература

 

Как работал Л. Н. Толстой (окончание)

    Вопросы и задания

1. Что Вы почерпнули из статьи Н. Гусева о том, как работал Л. Н. Толстой (подготовка к работе, замысел, наброски, работа с ними, работа над формой и пр.)? Подготовьте пересказ статьи.

2. Расскажите об особенностях работы Л. Н. Толстого над художественным произведением, приведите примеры из прочитанных Вами произведений писателя.

3. Самостоятельно прочитайте повесть Л. Н. Толстого «Юность» и ответьте на следующие вопросы, выполните задания.

4. Прочитав статью о Толстом, обратите внимание па то, к чему стремились Толстой и герой его трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» Николенька Иртеньев.

5. В чем раскрылись способности Толстого?

6. Какие впечатления о русском солдате вынес писатель из Кавказской и Крымской войн?

7. какие нравственные и идейные искания привели Толстого к созданию романа «Война и мир»?

8. Что Вы можете рассказать о Николеньке Иргеньеве на основании прочитанной трилогии и статьи о Толстом?

9. Какие отличительные черты художественного творчества писателя проявились в его трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»?

10. Каким предстает Николенька в повести «Детство»? От чего он страдает и что успокаивает его? Как он относится к себе и окружающим? Как изменяется Иртеньев в отроческом возрасте? Подтвердите примерами из текста, что Толстой глубоко проник во внутренний мир мальчика и достоверно отразил его психологию.

11. Что означают слова «coinme il faut» («комильфо»)? Каковы неписаные светские правила, соответствующие этому понятию? Почему Николай Иртеньев разочаровывается в них?

12. Как влияют на Николая окружающие его люди и что спо-собствует его нравственному росту? Какую неудачу он претерпевает на экзаменах? Как он оценивает свое воспитание и пребывание в обществе?

13. Е. Маймин свою книгу о Л. Н. Толстом завершает словами: «Жизнь Толстого — это путь. Путь непрерывных и все ровых исканий. На этомпити не было И не могло быть движенин к концу. Уходя из Ясной Поляны, Толстой шел не навстречу смерти, а навстречу новой жизни. Вся жизнь Толстого до самой его смерти представляла этапы пути, вехи и этапы беспрерывного движения вперед... Есть что-то глубоко символичное в том, что Толстой и умирая находился в пути».

Расскажите о жизни и смерти Толстого, подумайте, как закончить рассказ о великом писателе.

    Совершенствуйте свою речь

1. Секретарь писателя Н. Гусев писал, что «воображаемый читатель» для Л. Н. Толстого менялся: «сначала это была интеллигентная публика, люди образованного класса, а под конец жизни им стали мужики и рабочие». Как Вы думаете, каков был «воображаемый читатель» «Юности»? Приведите примеры текста, которые подтверждали бы Вашу точку зрения.

2. Постарайтесь пересказать близко к тексту начало приведенного в учебнике отрывка из повести — размышления главного героя, используя характерные для его речи слова.

<<< К началу