Главная >> Литература 9 класс. Коровина

 

М. Ю. Лермонтов

 

Парус

    Белеет парус одинокой
    В тумане моря голубом!..
    Что ищет он в стране далекой?
    Что кинул он в краю родном?..

    Играют волны — ветер свищет,
    И мачта гнется и скрыпит...
    Увы! он счастия не ищет
    И не от счастия бежит!

    Под ним струя светлей лазури,
    Над ним луч солнца золотой...
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой!

    Вопросы и задания

1. Почему пейзаж, нарисованный в начале стихотворения «Парус», не реален, а является лишь предметом или ключом для размышлений?

2. С помощью какого литературного приема создается контрастная картина в стихотворении?

3. Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Парус», подчеркнув его романтический характер.

«Парус»

Внешне стихотворение напоминает простую пейзажную зарисовку, весьма незамысловатую. По на фоне природных образов проступает философический смысл. Сами по себе природные образы не интересуют Лермонтова: они предельно обобщены и даны в контрастном их проявлении. Поэт свободно сталкивает разные но времени состояния природы — бурю и покой. Морская стихия не может одновременно и в одном месте быть покойной, умиротворенной и бушующей, бурной. Вместо реальной картины перед читателем возникает воображенный пейзаж. Он мыслится поэтом не как происходящее событие, а как предмет размышлений.

Образ моря пространственной безбрежности контрастен одинокому парусу, затерянному в нем. На этом новом контрасте (покой и буря, море и парус) возникают тревожные вопросы, углубляющие контраст:

    Что ищет он в стране далекой?
    Что кинул он в краю родном?..

Здесь внутренне контрастны обе части: «ищет он» противостоит «кинул он», а «стране далекой» — «край родной». Па этом фоне отчетливо проступает одиночество паруса, который помещен между «страной далекой» и «краем родным», но не принадлежит ни тому ни другому. Далее пространственный контраст распространяется нс вширь, а вглубь.

Строкам «Играют волны — ветер свищет,/И мачта гнется и скрыпит...» соответствуют строки, в которых выражено иное и по времени, и по существу состояние стихии:

    Под ним струя светлей лазури,
    Над ним луч солнца золотой...

Парус помещен теперь между небом и морем, и этот контраст также проведен последовательно и закреплен в антитезах («под ним» — «над ним»). Столь же явно контрастируют седьмая и восьмая строки между собой:

    Увы! он счастия не ищет
    И не от счастия бежит!

Они непосредственно связывают второе четверостишие (катрен) с первым:

    Что ищет он в стране далекой?
    Что кинул он в краю родном?.. <...>
    Увы! он счастия не ищет
    И не от счастия бежит!

Окончание >>>