Главная >> Литература для 8 класса. Коровина. Часть 2

 

 

 

Иван Бунин

 

       

«У птицы есть гнездо...»

    У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
            Как горько было сердцу молодому.
    Когда я уходил с отцовского двора,
            Сказать прости родному дому!

    У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
            Как бьется сердце, горестно и громко,
    Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
            С своей уж ветхою котомкой!

Поразмышляем над прочитанным...

1. Какое настроениe, каная музыка преобладают в стихотворениях разных поэтов о родной стороне?

О чем говорят поэты-эмигранты? Почему им «трудно без России»? Что вспоминают они на чужбине?

2. Какое состояние души передают строки разных поэтов?

    Полнил бы я зиму,
    Да обуза тяжка...
    От нее даже дыму
    Не уйти и облака,
    И. Анненский. «Слег»

    Но один есть в мире запах,
    И одна есть в мире нега:
    Это русский зимний полдень,
    Это русский запах снега...
    Дон Аминадо. «Города и годы»

3. Выберите и подготовьте к выразительному чтению наизусть одно или два стихотворения о Родине.

4. Обратим внимание на то, что И. Анненский, с одной стороны, как будто бы недоволен зимой: «...Да обуза тяжка... / От нее даже дыму не уйти в облака», а с другой — любуется блеском снега: «Но люблю ослабелый / От заоблачных нег — / То сверкающе-белый, / То сиреневый снег...» Как меняются взгляд и чувства поэта от созерцания родных просторов?

5. Как вы понимаете строки Д. Мережковского?

    Не надо звуков: тише, тише,
    У молчаливых облаков
    Учись тому теперь, что выше
    Земных желаний, дел и слов.

6. Как Бунин говорит о горечи ухода из родного дома? Обратите внимание на пульсирующий ритм бунинского стиха. Что он напоминает?

7. В чем пафос стихотворений 3. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»?