Главная >> Литература для 8 класса. Коровина. Часть 2

 

 

 

Н. Заболоцкий

 

       

Уступи мне, скворец, уголок

    Уступи мне, скворец, уголок,
    Посели меня в старом скворешнике.
    Отдаю тебе душу в залог
    За твои голубые подснежники.

    И свистит, и бормочет весна.
    По колено затоплены тополи.
    Пробуждаются клены от сна.
    Чтоб, как бабочки, листья захлопали.

    И такой на полях кавардак,
    И такая ручьев околесица,
    Что попробуй, покинув чердак,
    Сломя голову в рощу не броситься!

    Начинай серенаду, скворец!
    Сквозь литавры и бубны истории
    Ты — наш первый весенний певец
    Из березовой консерватории.

    Открывай представленье, свистун!
    Запрокинься головкою розовой,
    Разрывая сияние струн
    В самом горле у рощи березовой.

    Я и сам бы стараться горазд,
    Да шепнула мне бабочка-странница:
    «Кто бывает весною горласт.
    Тот без голоса к лету останется».

    А весна хороша, хороша!
    Охватило всю душу сиренями.
    Поднимай же скворешню, душа,
    Над твоими садами весенними.

    Поселись на высоком шесте,
    Полыхая по небу восторгами,
    Прилепись паутинкой к звезде
    Вместе с птичьими скороговорками.

    Повернись к мирозданью лицом,
    Голубые подснежники чествуя,
    С потерявшим сознанье скворцом
    По весенним полям путешествуя.

Вопросы и задания

1. Kaк вы объясните начало стихотворения Н. Заболидкого «Вечер на Оке»? Почему подлинная радость очарования русского пейзажа открыта не всем и даже не каждому художнику?

2. Что происходит с природой, когда «вечерний луч таинственно блеснет»? Почему поэт вводит для ее описания характерные для живого существа черты: вздохнут леса; грудь peки и приникнет к небосводу? Что этим достигаемся? Какие тропы использует поэт?

3. С кем ведет диалог поэт в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок»? В чем его смысл?

4. Какая картина мира открывается поэту и вам? Что происходит в природе?

5. Какие приемы использует поэт в следующих словосочетаниях: И свистит , и бормочет весна; По колено за топлены тополи./ Пробуждаются клены от сна; Ты — наш первый весенний певец / Из березовой консерватории; Охватило всю душу сиренями; Полыхая по небу восторгами? Найдите и другие строки, полные поэтических образов, объясните их.

6. Прочитайте выразительно оба стихотворения. Постарайтесь увлечь своим чтением слушателей.