Главная >> Литература для 8 класса. Коровина. Часть 1

 

 

 

Литература

 

       

Как вы помните текст комедии «Ревизор»

1. Какова тема комедии «Ревизор»?

2. Кто первый сообщил о ревизоре? Почему все поверили этому сообщению? Кто такой Хлестаков: мелкий чиновник и ничтожный человек пли значительное лпдо? Каким он предстает в беседах с чиновниками, купцами, женой и дочкой городничего?

3. Где завязка и развязка комедии? Хотел ли Хлестаков обмануть чиновников и обывателей городи?

4. Почему помещики Бобчинский. Добчинскнй н городничий обманываются? Прочитайте и прокомментируйте сцепу в трактире. Но какой причине чиновники верят Хлестакову в «сцене вранья»? Вспомните и расскажите или прочитайте вслух эту сцену. Какова роль ремарок в комедии?

5. Что означало известие о прибытии нового ревизора н кто этот новым ревизор — чиновник или совесть каждого персонажа? Прочитайте эту сцепу и подготовьте развернутый ответ на вопрос.

6. Промигайте определения основных этапов развития сюжета. Как вы думаете, какие сцены комедии соответствуют этим этапам?

Экспози́ция — предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения.

Завя́зка — исходный эпизод, момент, определяющий последующие действия.

Кульмина́ция — высшая точка напряжения.

Развя́зка — исход событий.

7. Известно, что Николай I после первого представления пьесы сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» А Гоголь воскликнул: «Все против меня!» Чем объяснить возмущение пьесой всех сословий?

8. Воспользовавшись словарем литературоведческих терминов или литературным энциклопедическим словарем, дайте определения терминам: ремарка, монолог, диалог. Проиллюстрируйте эти определения примерами из текста комедии.

Будьте внимательны к слову

Литературовед Игорь Золотусский в статье «Еще раз о „Ревизоре”» отводит большую роль языку героев н особенно языку Хлестакова:

«...Принимая от Бобчипского прошение поведать его величеству о том, „что в таком-то городе проживает Петр Иванович Боб-чинскнй“, Хлестаков говорит: „Очень хорошо”. Он намекает, что это ему ничего пс стоит.

С этой свободой не в состоянии состязаться косные языки уездных Цицеронов. Хотя Земляника говорит судье: «У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел».

«..Цицерон... слетел” это пародия на Цицерона, на красноречие профессионала, которое ничто перед стихийным даром героя Гоголя. Хлестаков красноречивее Цицерона, красноречивее поручика, описывающего балы, красноречивее судьи. Судья толкует о столпотворении и конце мира — у слушателей только волосы дыбом становятся. Хлестаков принимается врать — столпотворение происходит на деле.

Слова в тексте „Ревизора” играют, скачут, обгоняют одно другое, нагоняют друг друга. В монологе Осипа мы слышим про розги. Потом секут унтер-офицерскую вдову. Затем почтмейстер говорит, что Хлестакова надо высечь. Тема телесного наказания, таким образом, то возникает, как явь, то уплывает в юмор. Она как бы иронизирует над темой высших потерь и высшего возмездия.

Слова у Хлестакова то значительные, то уменьшительные. То мелькают в его речи „министр”, ..генерал”, „фельдмаршал”, то „губки”, „шейка”, „платочек”, „глазки”, „стишки”. Он то съеживается, то распрямляется. Назвав себя „главнокомандующим” и „фельдмарш...” (этого слова Хлестаков не договорил), он побуждает и чиновников именовать себя на военную ногу. Они являются к нему на прием в мундирах и образуют у его дверей „эскадрон”.

В финале комедии Гоголь возвращает легкомысленное хлестаковское словечко „сейчас” в виде грозного требования жандарма, обращенного к городничему: „Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе“. Вновь вступает в действие минута, вновь время, как будто ухнувшее в бездну вечности, возвращает себе свой счет...»)

Вопросы и задания к комедии «Ревизор»

1. Подумаем, насколько совпадают размышления литературоведа с нашей оценкой.

2. Какие примеры вы могли бы добавить и как развить мысль о языке гоголевской комедии?

3. Проведите наблюдения над фамилиями героев, их языком. Как характеризует героев их поведение и язык?