Главная >> Литература 8 класс. Коровина. Часть 1

 

Литература

 

Романтически-условный историзм М. Ю. Лермонтова

В творчестве Лермонтова русская и мировая история представлена широко и разнообразно. Поэт обращается и к прошлому человечества, и к настоящему. Прошлое являлось поэту через фольклор («Песня про купца Калашникова...»), через предания, устные рассказы («Бородино»), настоящее выражалось в запомнившихся и лично пережитых событиях. При этом историзм Лермонтова приобретает сугубо индивидуальную, личную окраску и в этом отношении становится романтически-условным. Так, история Мцыри является эпизодом русско-кавказских отношений (генерал привозит пленного ребенка в монастырь). В дальнейшем эта история отходит на второй план, и судьба Мцыри осмыслена в исключительно личном и романтически-условном ключе, где повествование об исторических событиях уже не играет решающей роли. Такой же романтически-условный и целиком личный характер носит история в поэме «Песня про купца Калашникова...» и в стихотворении «Бородино». Конкретные исторические детали служат для прояснения личного восприятия истории.

Поразмышляем над прочитанным...

1. Чем отличается интонация повествования об истории героя от исповеди Мцыри? Что значит слово «исповедь»? Что отстаивает в своей исповеди Мцыри?

2. Каковы история судьбы Мцыри и его характер? Что делал, что видел и о чем вспоминал герой на воле? О чем тоскует он и печалится? Почему не желал Мцыри «помощи людской»? Какова его битва с барсом и как бы вы оценили Мцыри-борца? Как вы понимаете сравнение «...В тюрьме воспитанный цветок» о и в чем смысл этого сравнения? На что надеется Мцыри? О чем просит Мцыри в конце исповеди?

В чем смысл сравнении Мцыри жизни в монастыре и на воле?

3. Какую роль играют в поэме картины кавказской природы и какие литературные цриемы помогли автору показать их?

4. Литературоведы считают, что в поэме «Мцыри» поэт провозглашает и поэтизирует доверие к жизни и внутренним силам личности. Как вы понимаете это утверждение, согласны ли вы с ним? Можете ли показать это на примерах из текста?

5. Совпало ли ваше впечатление в процессе чтения поэмы «Мцыри» с впечатлениями В. Г. Белинского?

Известны ли вам иллюстрации к поэме? Так ли представлялись зрительно герои и эпизоды из произведения?

6. Какие мысли литературоведов во взгляде на лермонтовского героя близки друг другу? Что вам показалось особенно важным для создания характеристики Мцыри в их высказываниях?

7. Рассмотрите иллюстрацию к поэме. Удалось ли художнику И. Тондзс передать пафос поэмы «Мцыри»?

Совершенствуйте свою речь

1. Составьте план и подготовьте характеристику Мцыри, включите в нее цитаты из текста и высказываний литературоведов для подтверждения своих суждений о герое.

2. Выберите текст из поэмы для заучивания наизусть (исповедь героя, описание битвы с барсом, начало поэмы — на выбор) и подготовьте его для выразительного чтения в классе.