Главная >> Литература для 8 класса. Коровина. Часть 1

 

 

 

Литература

 

       

Поразмышляем над прочитанным романом «Капитанская дочка»

    Глава I. Сержант гвардии

1. Глава называется «Сержант гвардии». О ком рассказывается в этой главе? Какова была семья Гринева? Какую роль в его детстве играли Савельич и Бопре? Как провожали Петрушу родители на службу и какими словами напутствовал его отец?

2. Как характеризует Гринева и Сявельича случай с Зуриным?

    Глава II. Вожатый

1. Почему глава начинается народной песней? Как характеризует Гринева разговор с Савельпчем, каков характер Савельича?

Дорога, буран — расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портрет Вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чем его иносказательность?

2. Как отблагодарил Гринев Вожатого?

3. Чем интересен разговор Гринева с генералом? Как Гринев объяснил генералу выражение «держать в ежовых рукавицах»? Каков истинный смысл этого выражения? Проверьте, как объясняется этот оборот в фразеологическом словаре.

    Глава III. Крепость

1. Что представляли собой Бслогорская крепость, порядки, заведенные в ней? Чем объяснить такой «семейный» характер отношений между людьми в крепости? Расскажите о ее обитателях Иване Кузмнче, его жене, Швабриие, Марье Ивановне. Какое значение имеет солдатская песня, стоящая эпиграфом к третьей главе?

2. Каковы ваши впечатления о каждом из героев?

    Глава IV. Поединок

1. Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?

2. Что нового вы узнали о них? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?

    Глава V. Любовь

1. Перескажите подробно главу. Расскажите, какие черты характера проявили герои во взаимоотношениях друг с другом. Какой смысл вкладывает автор в народную песню — эпиграф?

2. Что можно сказать о Швабрине?

3. Как вы понимаете слова Гринева о «благом потрясении»?

    Глава VI. Пугачевщина

1. Опишите губернию, которая «обитаема была множеством полудиких народов». Можно ли считать, что этим описанием Пушкин как бы подготавливает читателя к событиям, которые произойдут в Белогорской крепости?

2. Какие приготовления начались а крепости после получения письма от генерала?

    Глава VII. Приступ

1. О чем говорит песня, поставленная в эпиграф к этой главе? Почему так быстро удалось Пугачеву взять крепость?

2. Как вели себя немногочисленные защитники крепости? О чем хочет сказать автор фразой: «Народ попалил на площадь; нас погнали туда же»? Как приняли смерть Иван Кузмич, Иван Игнатьич, Василиса Егоровна?

    Глава VIII. Незваный гость

1. В чем смысл эпиграфа к этой главе?

2. Кого Гринев называет «новобраннымн изменниками» и почему?

3. Какие настроения пугачевцев передает бурлацкая песня?

4. Каким предстал Петруше военный совет Пугачева? Почему Пугачев простил дерзкие и правдивые речи Гриневу?

    Глава IX. Разлука

1. Швабрин на службе у Пугачева. Савельич предъявляет счет Пугачеву. Прощание с Марьей Ивановной. Прочитайте п прокомментируйте названные эпизоды.

2. Подготовьте близкий к тексту пересказ эпизодов.

    Глава X. Осада города

1. Как встретился Гринев с генералом? Что происходило в городе на военном совете? О каком «подкунагельном движении» говорили на совете?

2. Что происходило при осаде города?

3. О чем писала Марья Ивановна?

    Глава XI. Мятежная слобода

1. Как держался Гринев в пугачевском станс и как вели себя пугачевцы? Чем интересен разговор Пугачева и Гринева?

2. Что значат слова Пугачева: «Улица моя тесна; воли мне мало»?

3. Какое значение имеет сказка Пугачева об орле и как отреагировал на нее Гринев? В чем смысл этого диалога?

    Глава XII. Сирота

1. Как в этой главе рассказчик называет Швабрина?

2. Почему Пугачев решил помиловать Марью Ивановну?

    Глава XIII. Арест

Почему Гриневу пришлось расстаться с Марьей Ивановной?

    Глава XIV. Суд

1. По чьей вине Гринев привлечен к суду и почему оправдан?

2. Как сложилась дальнейшая судьба героев?

3. Подумайте, как происходило взросление героя: от недоросля к человеку достойному и честному. Вспоминаются ли при этом «благие потрясения»?

4. Как относится автор к героям? Подтвердите спое мнение цитатами из текста произведения. Что можно сказать о пушкинском отношении к восстанию, восставшим. Гриневу, Пугачеву. Маше Мироновой?