Главная >> Литература 8 класс. Коровина. Часть 1

 

И. А. Крылов

 

Лягушки, просящие царя

                    Лягушкам стало не угодно
                            Правление народно,
    И показалось им совсем не благородно!
                            Вез службы и на воле жить.
                    Чтоб горю пособить,
                    То стали у богов Царя они просить.
    Хоть слушать веяний вздор богам бы и не сродно.
    На сей, однако ж, раз послушал их Зевес:
    Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,
                    И плотно так он треснулся на царство,
    Что ходенем пошло трясинно государство:
                            Со всех Лягушки ног
                            В испуге пометались,
                    Кто как успел, куда кто мог.
    И шепотом Царю по кельям дивовались.
    И подлинно, что Царь на диво был им дан:
                    Не суетлив, не вертопрашен,
                    Степенен, молчалив и важен;
                    Дородством, ростом великан,
            Ну, посмотреть, так это чудо!
                    Одно к Царе лишь было худо:
                    Царь этот был осиновый чурбан.
    Сначала, чтя его особу превысоку.
    Не смеет подступить из подданных никто:
    Со страхом на него глядят они, и то
    Украдкой, издали, сквозь аир1 и осоку;
                    Но так как в свете чуда нет,
                    К которому б не пригляделся свет,
    То и они сперва от страху отдохнули,
    Потом к Царю подползть с преда́нностью дерзнули
                    Сперва перед Царем ничком;
    А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком:
            Дай попытаться сесть с ним рядом;
    А там, которые еще поудалей.
                    К Царю садятся уж и задом.
            Царь терпит все но милости своей.
    Немного погодя, посмотришь, кто захочет.
                    Тот на него и вскочит.
    В три дня наскучило с таким Царем житье.
                    Лягушки новое челобитье,
    Чтоб им Юпитер в их болотную державу
                    Дал подлинно Царя на славу!
                    Молитвам теплым их внемля,
    Послал Юпитер к ним на царство Журавля.
    Царь этот не чурбан, совсем иного нрава:
    Не любит баловать народа своего;
    Он виноватых ест: а на суде его
                    Нет правых никого;
                            Зато уж у него.
    Что́ завтрак, что́ обед, что́ ужин, то расправа.
                            На жителей болот
                    Приходит черный год.
    В Лягушках каждый день великий недочет.
    С утра до вечера их Царь по царству ходит
            И всякого, кого ни встретит он,
                    Тотчас засудит и — проглотит.
    Вот пуще прежнего и кваканье, и стон.
                            Чтоб им Юпитер снова
                    Пожаловал Царя инова;
    Что нынешний их царь глотает их, как мух;
    Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
    Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;
    Что, наконец, их Царь тошнее им засух.
    «Почто́ ж вы прежде жить счастливо не умели?
    Не мне ль, безумные, — вещал им с неба глас, —
                    Покоя нс было от вас?
    Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
    Вам дан был Царь? — так тот был слишком тих:
                    Вы взбунтовались в вашей луже,
    Другой вам дан — так этот очень лих;
    Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»

      1 Аи́р — Tравянистое растение.

Поразмышляем над прочитанным...

1. Известно, что эта басня И. А. Крылова является переработкой басни французского баснописца Лафонтена, а сюжет ее восходит к басне Эзопа.

2. Что же происходит в басне И. Л. Крылова? Какие мысли русского баснописца отражены в ней? Почему нам смешно и грустно одновременно?

3. Каким рассказом начинается басня? В чем заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам?

4. Как вы объясните слова и строки басни: пособить, осиновый чурбан, в Лягушках каждый день великий недочет, приходит черный год.

5. В каких строчках заключена мораль басни? Кто ее произносит? В каких случаях в обычной жизни можно использовать слова этого морального вывода?

6. Подготовьте инсценированное чтение басни, выделив характерные черты персонажей.