Главная >> Литература для 7 класса. Коровина. Часть 2

 

 

 

Поработайте самостоятельно

 

       

Итоговые вопросы и задания

1. Дайте определение термину «баллада» и приведите примеры известных вам баллад писателей русской и зарубежной литературы.

2. Прочитайте самостоятельно любое стихотворение в прозе И. С. Тургенева, расскажите, как вы его понимаете.

3. Составьте устные отзывы на любой самостоятельно прочитанный рассказ.

4. Какие произведения юмористического или сатирического содержания, прочитанные вами в этом году, показались вам занимательными, важными, интересными/ Какие из них вы перечитывали повторно?

5. Иллюстрации какого художника вас особенно заинтересовали? Встречались ли вам иллюстрации этого художника в самостоятельно прочитанных книгах? С какими художниками-портретистами и художниками-пейзажи- стами вы познакомились в этом году? Что прочитали о них? Какие фильмы, спектакли, музыкальные произведения помогли вам лучше понять изучаемые в этом классе произведения?

6. Словари (краткий словарь литературоведческих терминов, справочник имен, справочник по теории литераiy- ры) помещены в конце учебника для 7 класса, чтобы ничто не мешало вашему чтению. Удобно ли это? Помо гали ли вам эти справочные материалы, сноски? Когда? В чем? Что хотелось бы вам изменить, добавить, сократить в учебнике?

7. К. Г. Паустовский сказал: «Писателем может быть только тот, у кого есть что сказать людям нового, значительного и интересного, тот человек, который видит многое, чего остальные не замечают» («Золотая роза»). Можете ли вы назвать эпизоды, описания природы, которые вас поразили, удивили, рассказали вам о том, чего раньше вы не замечали, хотя, может быть, и видели в окружающей вас жизни?

8. «...Я убедился в том, что главное для писателя — это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи, даже в таком маленьком рассказе, и тем самым выразить свое время и свой народ», — пишет К. Паустовский в «Золотой розе». Можете ли вы привести пример этому из прочитанных в седьмом классе произведений?

9. Помогли ли вам лучше понять писателя статьи «В лаборатории писателя», «Из воспоминаний о писателе»? Личность какого писателя заинтересовала вас? Расскажите об одном из писателей (на выбор).

10. Стали ли вам интересны литературные игры-кроссворды? Где и когда вы работали с ними: дома или в школе, с товарищами по школе или дома самостоятельно? (См. книгу «Читаем, думаем, спорим...».)

11. Что нового вы узнали о пословицах и поговорках? Использовали ли вы их при изучении литературы в 7 классе? Какие пригодились вам при разговоре с окружающими вас людьми? Чем интересны пословицы разных народов? В каком случае вам приходилось применять пословицы?

Ознакомьтесь и с другими пословицами. Что в них привлекло ваше внимание? Объясните их.

Молдавские пословицы

  • Когда горит дом соседа, поливай водою и свой.
  • Правду в мешок не спрячешь.
  • Дерево с глубоким корнем не боится бури.
  • Чистая совесть — самая мягкая подушка.

Эстонские пословицы

  • Если своих крыльев не имеешь, то чужие крылья тебя не поднимут.
  • Приветливое слово и приветливый человек весь свет обойдут.
  • Деньги потерял — досада, здоровье потерял беда, честь потерял — все утратил.
  • Опираясь на колени матери, ребенок быстрее растет.
  • Друг — большое сокровище.

Осетинские пословицы

  • В хорошем слове благодать целого дня.
  • В хоровод не войдешь — плясать не научишься.
  • В щедрой руке добро не иссякает.
  • Отцовская честь — детям сбережение.
  • Кто ошибку не признает, дважды ошибается.

Якутские пословицы

  • Сила народа сильнее ледохода на реке.
  • Спрашивай не у старого — спрашивай у бывалого.
  • Дружба силу добавляет.
  • Сила народная все одолеет.