Главная >> Литература для 7 класса. Коровина. Часть 2

 

 

 

Николай Михайлович Рубцов

 

       

Тихая моя Родина...

    Рубцов

В. Белову

    Тихая моя Родина!
    Ивы, река, соловьи...
    Мать моя здесь похоронена
    В детские годы мои.

    — Где же погост? Вы не видели?
    Сам я найти не могу. —
    Тихо ответили жители:
    — Это на том берегу.

    Тихо ответили жители,
    Тихо проехал обоз.
    Купол церковной обители
    Яркой травою зарос.

    Тина теперь и болотина
    Там, где купаться любил...
    Тихая моя Родина,
    Я ничего не забыл.

    Новый забор перед школою,
    Тот же зеленый простор.
    Словно ворона веселая,
    Сяду опять на забор!

    Школа моя деревянная!..
    Время придет уезжать —
    Речка за мною туманная
    Будет бежать и бежать.

    С каждой избою и тучею,
    С громом, готовым упасть,
    Чувствую самую жгучую,
    Самую смертную связь.

Вопросы и задания

1. Какие строчки, приметы родных мест, обозначенных авторами, показались вам особенно запоминающимися?

2. Какие стихотворения о родной природе вы стали бы читать, когда вам грустно или радостно? Приведите примеры, как через стихотворение о родной природе автор передает нам свое настроение. Какие литературные приемы (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) помогают автору в этом?

3. Подготовьте наиболее понравившееся стихотворение к конкурсу на тему «Тебе, родной край, посвящается», предварив свое чтение небольшим рассказом о поэте (используйте «Справочник имен» и советы актеров по художественному чтению).

Литература и живопись

1. Какие художники-пейзажисты вам известны? Расскажите об одном из них (например, о Левитане), продемонстрируйте репродукции его картин. Используйте в рассказе отрывок из статьи К. Г. Паустовского «Заметки о живописи».

2. Подумайте, картины каких художников-пейзажистов (Шишкин, Саврасов, Левитан и др.) близки к каждому из авторов произведений, включенных в раздел «Тихая моя Родина...».

3. Создайте устный или письменный рассказ по одной из картин, включив в него строки стихотворений о родной природе, на тему «Всякому мила своя сторона».