Главная >> Литература 7 класс. Коровина. Часть 1

Устное народное творчество

 

Вольга и Минула Селянинонич (окончание)

    Тут молодой Вольга Святославович
    Посылает он дружинушку хоробрую,
    Целым он ведь десяточком.
    Они сошку за обжи вокруг вертят,
    А не могут сошки из земли выдернуть,
    Из омешиков земельки повытряхнуть,
    Бросить сошку за ракитов куст.

    И тут ведь Вольга Святославович
    Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
    Чтобы сошку из земли повыдернули,
    Из омешиков земельку повытряхнули,
    Бросили бы сошку за ракитов куст.
    Они сошку за обжи вокруг вертят,
    А не могут сошки из земли повыдернуть,
    Из омешиков земельки повытряхнуть,
    Бросить сошку за ракитов куст.

    Тут оратай-оратаюшко
    На своей ли кобыле соловенькой
    Приехал ко сошке кленовенькой.
    Он брал-то ведь сошку одной рукой,
    Сошку из земли он повыдернул,
    Из омешиков земельку повытряхнул.
    Бросил сошку за ракитов куст.

    А тут сели на добрых коней, поехали.
    Как хвост-то у ней расстилается,
    А грива-то у ней да завивается.
    У оратая кобыла ступью пошла,
    А Вольгин конь да ведь поскакивает.
    У оратая кобыла грудью пошла,
    А Вольгин конь да оставается.

    Тут Вольга стал да он покрикивать,
    Колпаком он стал да ведь помахивать:
    — Ты постой-ко ведь, оратай-оратаюшко!
    Кабы этая кобыла коньком бы была,
    За эту кобылу пятьсот бы дали.

    Тут проговорил оратай-оратаюшко:
    — Ай же глупый ты, Вольга Святославович!
    Я купил эту кобылу жеребеночком.
    Жеребеночком да из-под матушки,
    Заплатил за кобылу пятьсот рублей.
    Кабы этая кобыла коньком бы была,
    За эту кобылу цены не было бы!

    Тут проговорит Вольга Святославович:
    — Ай же ты, оратай-оратаюшко!
    Как-то тебя да именем зовут,
    Нарекают тебя да по отечеству?
    Тут проговорил оратай-оратаюшко:
    — Ай же ты, Вольга Святославович!
    Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
    Я во скирды сложу да домой выволочу,
    Домой выволочу да дома вымолочу,
    А я пива наварю да мужичков напою,
    А тут станут мужички меня похваливати:
    «Молодой Микула Селянинович!»...

Вопросы и задания

1. Какой теме посвящена былина и кого можно назвать ее подлинным героем? Когда мужички начинают «похваливати» оратая и называть его «молодой Микула Селянинович»?

2. Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу? Как вы понимаете смысл зачина былины, подробного описания внешнего облика, одежды и работы оратая? Какую роль играют в былине гиперболы и постоянные эпитеты?

3. Дайте характеристику Микуле или Вольге (на выбор).

4. Попробуйте сделать небольшой словарик (на темы «Так говорили былинные герои» или «Незаслуженно забытые слова» — на выбор). Объясните слова «нарекать», «пожаловать», «раздольице», «крестный батюшка» и др.

5. Если бы предложили поставить памятник одному из героев, кому бы вы его поставили — Вольге или Микуле? Как бы он выглядел?

6. Подготовьте выразительное чтение былины или инсценированное чтение, обратив внимание па напевность, торжественность, повторы, зачин, гиперболы, постоянные эпитеты, речь героев.

<<< К началу