Главная >> Литература 6 класс. Коровина. Часть 1

 

М. Ю. Лермонтов

 

«Три пальмы» (окончание)

    Вот к пальмам подходит, шумя, караван;
    В тени их весёлый раскинулся стан.
    Кувшины, звуча, налилися водою,
    И, гордо кивая махровой главою,
    Приветствуют пальмы нежданных гостей,
    И щедро поит их студёный ручей.

    Но только что сумрак на землю упал,
    По корням упругим топор застучал,
    И пали без жизни питомцы столетий!
    Одежду их сорвали малые дети,
    Изрублены были тела их потом,
    И медленно жгли их до утра огнём.

    Когда же на запад умчался туман,
    Урочный свой путь продолжал караван;
    И следом печальным на почве бесплодной
    Виднелся лишь пепел седой и холодный.
    И солнце остатки сухие дожгло,
    А ветром их в степи потом разнесло.

    И ныне всё дико и пусто кругом —
    Не шепчутся листья с гремучим ключом;
    Напрасно Пророка о тени он просит —
    Его лишь песок раскалённый заносит,
    Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
    Добычу терзает и щиплет над ним.

Размышляем о прочитанном

1. Почему произведение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» обозначено как восточное сказание и что в тексте подтверждает этот жанр? Какие слова и выражения передают восточный колорит сказания?

2. Как вы думаете, почему погибли три пальмы? Чем были они недовольны? На кого роптали?

3. Как вели себя люди из пришедшего каравана? Чем заканчивается сказание? Что хотел сказать поэт своим произведением?

Фонохрестоматия

«Три пальмы»

1. Какое впечатление произвело на вас чтение актёром баллады Михаила Юрьевича Лермонтова?

Какие чувства переживали вы, слушая это лиро-эпическое произведение?

2. Проследите, как меняется интонационный строй речи, эмоциональная окраска голоса актёра, когда он читает:

    — описание оазиса в аравийской пустыне (I строфа);
    — ропот пальм (II строфа);
    — описание движущегося каравана (III строфа);
    — гарцевание арабского всадника (V строфа);
    — встречу гостей в оазисе (VI строфа);
    — жестокую сцену гибели пальм (VII строфа);
    — картину безжизненного пространства там, где ещё недавно красовались пальмы и журчал ручей (IX строфа).

3. Поработайте над выразительным чтением каждой смысловой части баллады. Постарайтесь добиться, чтобы в чтении с определённостью звучало ваше личное отношение к событиям каждого эпизода баллады. Затем выразительно прочитайте всё стихотворение.

Творческое задание

Подготовьте сценарий мультфильма «Три пальмы» по мотивам баллады М. Ю. Лермонтова. Продумайте содержание каждого кадра. Подберите музыку, которая будет сопровождать ваш фильм.

<<< К началу