Главная >> История России для 8 класса. Данилов

 

 

 

Глава II. Россия во второй половине XIX в.

 

       

§ 36. Просвещение и наука

Развитие образования

Отмена крепостного права, успехи в экономике во второй половине XIX в. не могли не повлечь за собой глубоких сдвигов во всех областях культуры. Для пореформенного периода характерен рост грамотности, развитие просвещения.

Первые два десятилетия после отмены крепостного права прошли под знаком осознания обществом и государством необходимости широкого просвещения народа. В стране появились комитеты грамотности, просветительские организации, связанные с земствами. Они издавали учебники, книги для широких слоев народа, организовывали сбор средств для нужд народной школы. Обсуждалась необходимость введения всеобщего начального образования.

Получили распространение различные формы внешкольного образования. В 1859 г. в Киеве были организованы первые в России воскресные школы. Затем они появились и в других городах, к 1862 г. их насчитывалось более 300. Эти школы были бесплатными. Программа обучения в них была намного шире, нежели в государственных школах. Учащихся знакомили с основами химии и физики, изучались также география и отечественная история.

В дальнейшем по решению правительства программа воскресных школ была значительно сокращена.

Огромную роль в распространении просвещения стали играть земства. Только с 1864 по 1874 г. было открыто почти 10 тыс. земских школ. Правительство отдавало предпочтение церковно-приходским, однако денег на их содержание у государства не хватало. Поэтому земская школа продолжала оставаться самым распространенным типом начальной школы, охватив все губернские и уездные города, а также многие сельские районы.

Основным типом средней школы были гимназии. В 1861 г. в России было 85 мужских гимназий, где училось 25 тыс. человек. Спустя четверть века число гимназий выросло в 3 раза, гимназистов стало более 70 тыс. К началу 90-х гг. было также открыто около 300 женских средних учебных заведений. В них занималось до 75 тыс. девушек.

Несомненными были успехи высшего образования. Открылись новые университеты в Томске и Одессе. Действовало немало специальных высших учебных заведений — Медико-хирургическая (Военно-медицинская) академия, Технологический, Горный, Путей сообщения, Электротехнический институты, Петровская сельскохозяйственная академия и др. Происходило становление высшего женского образования. К концу XIX в. в России насчитывалось свыше 60 государственных высших учебных заведений, в которых обучалось около 30 тыс. студентов.

Однако в целом уровень грамотности населения России оставался одним из самых низких в Европе. В 60-х гг. один учащийся приходился в ней на 135 жителей, в то время как во Франции один учащийся приходился на 11 жителей, а в Англии — на 9, в Пруссии — на 6 жителей.

Всероссийская перепись населения 1897 г. впервые дала полную картину уровня образования населения страны. Средний уровень грамотности составлял 21,1%. Причем среди мужчин грамотных было 29,3%, а среди женщин — 13,1%. Грамотное население находилось в основном в крупных городах. Высшее образование имели немногим более 1% населения, среднее — 4%.

Успехи естественных наук

Успехи промышленности были тесно связаны с достижениями в различных отраслях науки и техники. Многие открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в практических целях, став весомым вкладом в мировой технических прогресс.

Математик и механик Пафнутий Львович Чебышев неоднократно подчеркивал, что «науки находят себе верного руководителя в практике», что «сами науки развиваются под влиянием ее: она открывает им новые предметы для исследования». Будучи членом артиллерийского отделения военно-ученого комитета, П. Л. Чебышев связывал свои научные интересы в области математического анализа с практическими потребностями военного дела. Другим увлечением ученого была теория машин, а также конструирование различных механизмов. Например, он изготовил стопоходящую машину, имитирующую движение животного при ходьбе, а также автоматическую счетную машинку — арифмометр.

Физик Александр Григорьевич Столетов в 1876 г., измеряя отношение электромагнитных и электростатических единиц, получил значение, близкое к скорости света. Данные исследования Столетова были проведены еще до опытов Г. Герца. Предложение Столетова организовать измерение этой величины, принятое I конгрессом электриков в 1881 г., способствовало утверждению электромагнитной теории света.

Продолжение >>>