Главная >> История России 8 кл. Данилов

 

Глава I. Россия в пeрвoй половине XIX в.

 

§ 15. Образование и наука

Развитие образования

В самом начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. Проведенная в 1803 г. реформа в области образования привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе уездного училища. Приходские училища создавались и в сельской местности. Причем, что было очень важно, в них принимались дети «всякого состояния», без различия «полу и лет». Правда, несмотря на провозглашенную «непрерывность» образования, для детей крепостных доступны были только приходские училища. Для управления образовательными учреждениями было создано Министерство народного просвещения.

В 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высшего дворянского общества (в их числе и А. С. Пушкин). На время Лицей стал не только самым престижным учебным заведением, но и центром свободомыслия.

Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. Помимо единственного до того в России Московского университета, только в первые два десятилетия века были открыты пять новых: Дерптский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Виленский (1804), Петербургский (1819).

В 20—50-е гг. отношение правительства к нуждам образования несколько изменилось. Если в начале века важнейшим считалось общее образование, то теперь школа была нацелена главным образом на воспитание нравственности, основанной на религиозных началах.

При Николае I сохранились все типы школ, но каждый из них стал сословно обособленным. Приходские одноклассные училища предназначались теперь для представителей «низов». В них в течение года обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике. В уездные трехклассные училища принимали детей купцов, ремесленников, мещан. Здесь обучали русскому языку, арифметике, геометрии, истории и географии. В семиклассных гимназиях учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. В 1827 г. власти еще раз указали на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах. В то же время Министерство народного просвещения заботилось об увеличении численности учебных заведений. Если в начале века в стране существовало всего 158 училищ, то к середине века около 130 начальных школ было уже в каждой губернии.

Увеличивалось и число высших учебных заведений. Особенно быстрыми темпами развивались училища по подготовке специалистов в различных областях. Выпускники этих училищ поступали на службу в соответствующие министерства. Открывались также технические высшие учебные заведения.

Рос объем выпуска литературы для всех слоев населения. В 40-е гг. известность приобрели книги издательства А. Ф. Смирдина, выпустившего в свет более 70 собраний сочинений крупнейших русских писателей. Причем по своей цене эти книги были доступны самым широким слоям населения. Развивалось и библиотечное дело. Библиотеки в 30—40-е гг. были открыты по инициативе местной общественности в большинстве губернских и уездных городов России.

Совершенствование системы образования во многом способствовало и развитию отечественной науки.

Биология

К началу века богатейший фактический материал о развитии живых организмов и систем нуждался в серьезном переосмыслении. Если прежде господствовало убеждение в неизменяемости растений и животных, то теперь оно оказалось опровергнуто в свете открытий геологов и биологов разных стран. Иван Алексеевич Двигубский в 1806 г. утверждал, что земная поверхность и населяющие ее существа с течением времени под действием естественных причин претерпевают коренные изменения. Иустин Евдокимович Дядьковский в 1816 г. выдвинул и доказал идею о том, что все явления в природе обусловлены естественными причинами и подчинены общим законам развития. Жизнь, по его мнению, является непрерывным физико-химическим процессом. Сторонниками идеи развития живых организмов были в этот период большинство русских естествоиспытателей.

Серьезным шагом вперед в обосновании представлений о развитии живых организмов стала работа Карла Максимовича Бэра «Всеобщий закон развития природы» (1834). В ней он предстал предшественником Ч. Дарвина и его учения. Ученые — ботаники и зоологи собрали прекрасные коллекции животных и растений Сибири, Дальнего Востока, Русской Америки. В 1812 г. был основан Крымский ботанический сад, ставший на долгие десятилетия одним из центров русской ботаники.

Медицина

Выдающимся представителем отечественной медицины стал профессор Медико-хирургической академии Николай Иванович Пирогов, явившийся основоположником военно-полевой хирургии. В годы Крымской войны он впервые прямо на поле боя применял наркоз во время операции, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку. Благодаря великому хирургу тысячи раненых остались живы, многие вернулись в строй.

Геология

Период бурного развития переживала в эти годы геология. Острый характер приобрела борьба между сторонниками двух теоретических направлений — «нептунистами» (считавшими, что все геологические процессы обусловлены действием воды) и «плутонистами» (полагавшими, что основой этих процессов является наличие «центрального огня» внутри Земли). Большинство геологов стояло на позициях плутонизма.

С начала XIX в. геологические исследования впервые приобрели систематический характер и охватили практически всю территорию страны, включая Забайкалье, Сибирь, Дальний Восток, Камчатку. В 30-е гг. начались исследования, а в 1840 г. Николаем Ивановичем Кокшаровым была составлена первая геологическая карта Европейской России.

Главным итогом развития геологии стал вывод о том, что Земля имеет длительную историю, в ходе которой ее поверхность значительно изменилась.

Продолжение >>>