Главная >> История России 7 кл. Данилов

 

Глава V. Россия в 1762—1801 годах

 

§ 31—32. Художественная культура

Особенности развития художественной культуры

Главной особенностью и характерной чертой развития отечественной художественной культуры в XVIII веке стало достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия.

Впервые в русской истории интерес к художественной культуре оказался настолько велик: литературные произведения читались теперь не только в светских салонах, но и в среде зарождающейся интеллигенции (учителей, чиновников, парикмахеров и т. п.); нормой жизни «просвещенного» общества стали спектакли и музыкальные вечера; признаком хорошего тона и даже модой стало коллекционирование книг, картин, фарфора.

В развитии художественного творчества в XVIII веке можно выделить эпоху барокко (40—50-е годы) и эпоху классицизма (вторая половина века).

Литература

Рубежом в развитии отечественной литературы стала середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров — ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.

Главными отличительными чертами этого времени были также новый литературный язык и новая система стихосложения.

Основоположником нового стихосложения, лежащего в основе современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский (1703—1768).

У истоков новой русской драматургии стоял автор первых русских трагедий и комедий, директор Российского театра в Петербурге Александр Петрович Сумароков (1717—1777). Им были созданы 9 трагедий и 12 комедий, а также около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий были взяты им из русской истории («Дмитрий Самозванец») и выдержаны в классическом жанре. Большой популярностью у современников пользовались его басни (притчи), написанные живым, близким к разговорному языком. Часто они образно критиковали пороки крепостнической системы, противником который был Сумароков.

Влияние идей Просвещения, крестьянской войны Пугачева, а затем и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети века посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Денис Иванович Фонвизин (1744—1792) обличал невежество и произвол помещиков в комедии «Недоросль». Гаврила Романович Державин (1743—1816) в оде «Фелица» пытался создать образ «идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители. Державина, который едко высмеивал знатных бездарей и бездельников, Пушкин назвал «бичом вельмож». В своих патриотических одах Гаврила Романович прославлял победы русской армии. Суворова он называл «вождем бурь полночного народа».

Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. Художник В. Боровиковский

Начало сентиментализма в русской литературе связано с именем Николая Михайловича Карамзина (1766—1826). В своей повести «Бедная Лиза» он сумел доказать простую истину — что «и крестьянки любить умеют» и готовы отдать за любовь свою жизнь.

Н. М. Карамзин

Александр Николаевич Радищев (1749— 1802) первым из русских писателей в художественной форме поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) он дал такие яркие картины произвола и беззакония, творившихся в стране, что Екатерина II сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева», а суд приговорил к смертной казни. Лишь опасения потерять в Европе образ «просвещенной» государыни заставили ее «всего лишь» сослать Радищева в Сибирь.

Большую популярность имели журналы, издававшиеся Николаем Ивановичем Новиковым (1744—1818), «Трутень» и «Живописец», в которых он средствами сатиры бичевал пороки крепостничества.

Новым явлением в литературе стало и то, что писать стремились все — от самой императрицы Екатерины II до купцов и простолюдинов. Это говорило о том, что интерес к литературе становился массовым.

Театр

До середины XVIII века при царском дворе и во дворцах вельмож выступали в основном иностранные труппы. Однако подъем русской национальной культуры делал необходимым создание русского театра.

П. И. Ковалева-Жемчугова. Художник Н. Аргунов

Уже при Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях Петербурга (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете).

Всероссийскую славу имели постановки ярославского актера и режиссера Федора Григорьевича Волкова (1729— 1763). Наслышанная о его успехах Елизавета Петровна вызвала труппу Волкова в Петербург, где в 1756 году был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр», в котором Волков стал не только актером и режиссером, но и декоратором, а с 1761 года —директором. Это был первый русский профессиональный постоянный публичный театр.

Одной из ярких особенностей театральной жизни в XVIII веке стало появление крепостных театров, в которых играли крепостные актеры. Наиболее известными были крепостные театры графов Шереметевых в Кускове и Останкине, князей Юсуповых в Архангельском. Талантами и богатством постановок они порой превосходили казенные театры. Московских крепостных актрис П. И. Ковалеву- Жемчугову, Т. В. Шлыкову-Гранатову приезжали слушать специально из Петербурга.

Продолжение >>>