Главная >> История России 7 кл. Данилов

 

Глава V. Россия в 1762—1801 годах

 

§ 24. Внутренняя политика Екатерины II

Особенности внутренней политики Екатерины

На внутреннюю политику Екатерины II оказывали влияние многие обстоятельства. С одной стороны, к моменту воцарения Екатерины страна переживала упадок крестьянского хозяйства, отсутствовал рынок свободной рабочей силы для развития мануфактурного производства, ощущалась постоянная нехватка денежных средств. Это требовало расширения свободы предпринимательской деятельности, ослабления влияния государственного контроля за экономикой, вовлечения большего числа населения страны не только в свободную экономическую деятельность, но и в политическую жизнь. Такой подход был близок самой Екатерине, хорошо знакомой с трудами французских просветителей.

Портрет Екатерины II в образе Афины — богини справедливости. Художник Д. Левицкий

Но, с другой стороны, нарастание народного недовольства, вылившегося в крестьянскую войну в России, революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков и пропаганда свободолюбивых идей русскими просветителями Н. И. Новиковым и Л. Н. Радищевым требовали постепенности и осторожности в проведении реформ, а порой вели к ужесточению внутренней политики.

Кроме того, Екатерина была вынуждена считаться и с тем, что она пришла к власти, не имея законных прав на престол. Поэтому осторожность требовалась ей и для того, чтобы избежать нового дворцового переворота.

Все это делало внутреннюю политику императрицы противоречивой. Одним ее направлением были мероприятия в духе «просвещенного абсолютизма», а другим — усиление репрессивных мер.

Политика «просвещенного абсолютизма»

Идеи «просвещенного абсолютизма» были разработаны в сочинениях выдающихся французских мыслителей Вольтера, Монтескье, Дидро, д’Аламбера, Руссо.

Их основной идеей была критика уходящего феодального общества со всеми его пороками. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, и выступали за устранение средневековых форм эксплуатации и деспотических форм государственного управления. Они отстаивали теорию «общественного договора», согласно которой народ доверяет часть своих полномочий, принадлежащих ему по «естественному праву», правителям и таким образом в обществе обеспечивается разделение функций: одни занимаются производительным трудом, другие — обороной, третьи — управлением страной. Критике подвергалась и католическая церковь. Просветители предлагали лишить ее земельной собственности и права активно вмешиваться в политику.

Екатерина II на основе этих идей в течение двух лет разрабатывала «Наказ», в котором изложила свое видение политики «просвещенного абсолютизма».

Она отвергала идею «естественного права» и «общественного договора» и считала, что в России главным способом самоорганизации общества может быть только власть неограниченного монарха (но не такого, как это было прежде, а просвещенного, «философа на троне»), который разработает идеальную систему законов. Помощь в управлении государством «просвещенному монарху» должны были оказывать дворяне.

Не критикуя места и роли православной церкви, императрица тем не менее (вслед за французскими просветителями) выступила с идеей секуляризации — передачи в государственное управление монастырских и церковных земель. В 1764 голу был издан указ о секуляризации церковных земель. Два миллиона бывших монастырских крестьян были переведены на положение государственных.

Наряду с секуляризацией церковных земель основными мерами Екатерины II в русле политики «просвещенного абсолютизма» стали:

  • просвещение народа, распространение научных знаний в обществе;
  • учреждение дворянского Вольного экономического общества (1765);
  • упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских) губерниях;
  • введение права на открытие предприятий без разрешения правительства (1775);
  • разрешение всем желающим заводить ткацкие станы и заниматься промыслами (1767);
  • запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков (1771);
  • разрешение создания вольных типографий (1783);
  • начало проведения школьной реформы (1786) и др.

Продолжение >>>