Главная >> История России 7 кл. Данилов

 

Глава I. Россия на рубеже XVI—XVII веков

 

§ 2. Смута

Причины и суть Смутного времени

Смута, Смутное время, лихолетье — так называют начало XVII века в России. Никогда еще на Руси не было подобных событий. Если ранее споры за престол могли вести разные ветви князей Рюриковичей, то в эти годы на древний стол Ивана Калиты претендовали и беглый монах, и бывших холоп, и нищий школьный учитель. А наследственная московская монархия вдруг разом превратилась в выборную. И вот уже вместо одного государственного центра появились несколько, и в каждом сидел свой представитель власти. Народ приносил присягу то одному правителю, то другому, принимал самое активное участие в утверждении на престоле то одного, то другого претендента. Бояре и дворяне метались между разными царями, думая не о государственной пользе, а о собственной выгоде. Поддерживая то одного, то другого самозванца, русские люди подняли оружие друг против друга. И за всем этим зорко следили давние недруги России, довольные ее ослаблением, готовые каждую минуту отхватить себе лакомый кусочек земли Русской.

Одной из причин Смуты стало пресечение законной московской династии. Это совпало с разрухой, голодом, запустением центральной части русских земель, которые стали следствием неразумной политики Ивана Грозного. Стремясь преодолеть хозяйственную разруху, власти ужесточали политику закрепощения крестьян, увеличивали налоговый гнет. Это вызывало протест народа. Верхушка же общества была разобщена, между боярами и дворянами существовали многочисленные противоречия. Все это привело к ослаблению центральной власти.

Особую роль в событиях Смутного времени сыграло казачество. Ведь именно на окраины Русской земли, в вольные казацкие общины бежали, спасаясь от наступления крепостного права, крестьяне. К тому же казаки были вооружены и имели боевой опыт, приобретенный в столкновениях с кочевыми ордами.

Царствование Лжедмитрия I

В июне 1605 года разношерстное войско самозванца беспрепятственно вступило в Москву. Но горожане пожелали убедиться в том, что перед ними настоящий царевич Дмитрий, и потребовали встречи Марии Нагой с «чудом спасшимся» сыном. Лжедмитрий, обладавший незаурядными актерскими способностями, ловко разыграл перед многотысячной толпой сцену встречи «любящего сына» с матерью. Запуганная вдова Ивана Грозного растерялась и не смогла вымолвить ни слова — этого было достаточно, чтобы присутствующие поверили в истинность «царевича». Вскоре под ликующие крики толпы Лжедмитрий был провозглашен царем.

Самозванец возвратил из ссылки бояр, пострадавших при Борисе Годунове. Филарет Романов был возведен в сан митрополита ростовского. На первых порах новый царь пытался заигрывать с народом, лично выслушивал все жалобы и просьбы, отменил казни, начал борьбу с поборами и взятками. Но он забыл свое главное обещание — дать полную свободу крестьянам.

Лжедмитрий I

Москвичи с неприязнью наблюдали за поведением молодого царя, не считавшегося с русскими обычаями и традициями: он носил польское платье, ходил по улицам Москвы без свиты, перед обедом не молился, а после обеда не умывал рук и не спал. Чашу терпения переполнила свадьба Лжедмитрия с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек, на которую съехалось около двух тысяч поляков. Бракосочетание проходило с нарушениями принятых на Руси православных обычаев. Приглашенные на свадьбу поляки вели себя вызывающе: входили в церковь, не снимая шапок, громко смеялись и разговаривали; избивали и грабили жителей.

Боярский заговор

Поведением Лжедмитрия было недовольно знатное боярство, которое многое сделало для утверждения самозванца на престоле, получив обещание, что он будет править совместно с Боярской думой. Но, заняв престол, самозванец отстранил бояр от всякого вмешательства в государственные дела.

Боярам, и в первую очередь князьям Шуйским, были доподлинно известны обстоятельства гибели настоящего царевича Дмитрия. Ведь Василий Шуйский по указанию царя Федора Ивановича расследовал причины смерти царевича. Пока власть была в руках Годунова, Шуйский на площади публично клялся, что царевич Дмитрий действительно умер. Но это не помешало ему потом признать в Лжедмитрии истинного царевича.

Умело используя недовольство простого люда новым царем, боярская верхушка организовала восстание. В ночь на 17 мая 1606 года, подняв набатным звоном московский народ, бояре- заговорщики ворвались в Кремль, схватили Лжедмитрия и убили его. Труп самозванца был выставлен на Красной площади на поругание. Через трое суток его сожгли, пеплом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши — страны, откуда он пришел. Много поляков было перебито возбужденным народом. «Царица» Марина и ее отец были арестованы.

Царь Василий Иванович Шуйский

Царский престол пустовал недолго. В 1606 году на Земском соборе, наспех собранном из жителей Москвы, царем был «выкликнут» князь Василий Иванович Шуйский. Потомок суздальско-нижегородских князей при воцарении поклялся не допускать безграничного самовластия: «всякого человека, не осудя истинным судом с бояры своими, смерти не предати». Он обещал также не слушать ложных доносов и не отнимать имущество у наследников и родственников осужденных.

Патриархом Русской православной церкви был избран сторонник Василия Шуйского — казанский митрополит Гермоген, который обеспечил новому царю поддержку духовенства. Большинство же дворян было недовольно приходом к власти «боярского» царя. Не было единодушия и среди самих бояр.

Продолжение >>>