Главная >> История России 7 кл. Данилов

 

Глава III. Россия при Петре I

 

§ 12. Предпосылки петровских преобразований

Усиление западного влияния на Россию

Постоянные и почти непрерывные в XVII веке войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией во многом способствовали усилению зарубежного влияния не только на ее внешнюю и внутреннюю политику, но и на быт и традиции населения страны.

Особое значение для усиления западного влияния имело пребывание поляков в России в 1605—1612 годах. Польской шляхтой было привнесено много новых обычаев, иностранных слов. Военные и политические успехи поляков в борьбе с Россией в начале века подорвали веру московских правителей в правильность и эффективность отечественного государственного устройства. С воцарением династии Романовых возобновилось приглашение для консультаций и на службу в Россию иностранных специалистов, прежде всего военных. На окраине Москвы появилась Немецкая слобода — Кукуй. Немцами (т. е. немыми) называли тогда всех западноевропейцев. В середине века слобода состояла из 200 дворов, в которых проживало около 1500 человек, три четверти которых составляли семьи военных специалистов. Уже в ходе Смоленской войны с Польшей в составе русской армии воевали шесть полков «иноземного строя». При Алексее Михайловиче был принят первый в русской армии воинский устав, составленный по западным образцам. Голландские специалисты участвовали не только в создании пушечного завода в Москве, но и первого русского военного корабля «Орел», построенного в 1669 году. Модными стали западноевропейская одежда, танцы (польская мазурка), иностранные языки.

Немецкая слобода под Москвой. Художник А. Бенуа.

Наиболее масштабный характер западное влияние на Русь приобрело после присоединения Левобережной Украины и Киева. Западная культура приходила на Русь, по образному выражению В. О. Ключевского, «в польской обработке, в шляхетской одежде». В Москву устремились носители польской культуры из числа украинцев и белорусов, оказавшие значительное влияние на развитие российского образования, церковных обрядов, художественной культуры. Среди них оказался и Симеон Полоцкий.

Симеон Полоцкий

Белорус по национальности, Симеон Полоцкий окончил Киево-Могилянскую академию и в 1656 году в возрасте 27 лет постригся в монахи. Службу проходил в Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище — Полоцкий). Здесь же он учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Симеон писал стихи на белорусском и польском языках. Он выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства.

Царь Федор Алексеевич

Слава о просвещенном монахе быстро распространилась, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 года он преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспас- ском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию и самодержавие.

Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них — Федор и Софья — были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, включавшее в том числе и знание европейской истории, культуры, иностранных языков.

Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проведения реформ по западному образцу.

Продолжение >>>