Главная >> История России 7 кл. Данилов

 

Глава II. Россия в XVII веке

 

Образование и культура в XVII веке§ 10.

Образование

В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения. Это объяснялось оживлением торгово-промышленной деятельности, ростом государственного аппарата в центре и на местах, возобновлением прерванных Смутой связей с зарубежными странами. К концу века в Москве грамотой владело 24% взрослого мужского посадского населения. Это был весьма высокий показатель. Особенно быстро росла грамотность среди дворян. Однако и среди черносошных и даже крепостных крестьян были «грамотеи», успешно передававшие свои знания односельчанам. Тем не менее подавляющее большинство крестьян и женщины всех сословий оставались неграмотными.

Для XVII века самой распространенной формой получения образования было домашнее обучение. Детей посадских учили в основном чтению, письму и счету. Учителями выступали либо владевшие грамотой члены данной семьи, либо «мастера» из числа духовенства. В семьях дворян и бояр обычным делом постепенно становилось привлечение к делу образования детей учителей из-за границы (главным образом из Речи Посполитой). Вперые достаточно широко началось обучение иностранным языкам (в основном латыни и польскому).

Выпуск печатных книг

Во второй половине века лишь Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг было доступно для разных слоев населения (буквари стоили, например, одну копейку).

Назрела необходимость создания сети школ. Как правило, они открывались при церквах и монастырях. За образец брались украинские и белорусские школы, в качестве учителей приглашали ученых монахов из Речи Посполитой. В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий. Будучи не просто образованным человеком, но и писателем, ученым, переводчиком, он внес важный вклад в развитие отечественного просвещения. По его предложению в 1665 году при московском Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа для подготовки образованных подьячих для приказов.

В 1687 году греками братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греколатинское училище (позже — академия). Прием в него был разрешен детям из свободных сословий.

Научные знания

Научные знания находились еще на начальной стадии развития. Главным их источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведенные на русский язык. В основном это были практические руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли и др.

Из-за границы в Россию доставлялись и многие технические новинки, использовавшиеся затем в научных целях. Так, уже в начале века (буквально через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба.

Симеон Полоцкий проверяет знания учителя для царевича. Рисунок XVII в. Изразцы XVII в.

По мере освоения новых территорий географами уточнялись границы территории России. Появились первые сводные карты страны, пояснения к ним. Обычным делом было составление карт отдельных районов государства, географических справочников для путешественников.

Обширные сведения о зарубежных странах стали с этого времени постоянно собираться и обобщаться в отчетах русских послов. Во второй половине века интересные сведения были получены русским послом Н. Спафарием о Китае и пограничных с ним территориях Сибири.

В 1678 году была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времен до 70-х годов XVII века — «Синопсис», ставшая одной из самых популярных книг, по которой и в XVIII веке изучалась история нашей страны.

Полученные научные знания использовались, как правило, на практике. В 1615 году русскими мастерами была изготовлена первая пушка с винтовой нарезкой. За один год был отлит колокол весом в 12,5 тысяч пудов (более 200 тонн).

Русские мастера успешно владели техникой крепостного и церковного строительства. Широко использовались водяные двигатели.

Познания в астрономии применялись в точном определении дней переходящих (не имевших постоянной даты) церковных праздников.

Продолжение >>>