Главная >> История России для 6 класса. Данилов

 

 

 

Глава II. Русь Удельная в XII—XIII веках

 

       

§ 16. Культура русских земель в XII—XIII веках

Особенности культуры XII—XIII веков

Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. Более того, древнерусская культура получила новые источники для своего развития. Появились местные культурные центры. В них стали складываться собственные культурные традиции.

В XII—XIII веках наиболее крупными культурными центрами были Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме, Галич.

В культуре Новгорода и Пскова проявились черты, соответствующие духу вечевых порядков и высокой активности городского населения. Культура Владимиро-Суздальской Руси дала образцы торжественности и пышности. Они были призваны подчеркнуть силу и значение владимирских князей.

Накопление научных знаний

Большое место в духовной жизни Руси продолжала занимать церковная переводная литература. Но внимание переводчиков всё больше стали привлекать произведения, содержавшие представления о Вселенной, сведения по географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории. Религиозное объяснение того, что происходит в природе, не способствовало, конечно, развитию научных знаний. Но точное описание таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения, способствовало накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки. Сведения по математике, механике, астрономии, химии, агрономии и географии использовались в земледелии, ремесленном производстве, архитектуре, живописи. По уровню этих знаний и их применению на практике Русь стояла в одном ряду с другими странами средневековой Европы.

Новгородская берестяная грамота

Значительно обогатились географические знания русских людей. Этому способствовали и торговые связи, и военные походы, и путешествия. Образованный человек на Руси имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и Египте. Русские богомольцы посещали Царьград и Иерусалим.

Подумайте, представители каких профессий чаще всего выезжали за границу, какие государства они посещали.

На Руси появились свои врачеватели — лечьци (лекари). Самым знаменитым лекарем был монах Киево-Печерского монастыря Агапит.

Литература

С XII века начинается новый период в истории русского летописания. Летописи теперь ведутся в каждом крупном княжестве. Местные летописцы уделяли внимание прежде всего событиям, происходящим в своей земле. Владимиро-суздальские летописи отражали интересы своих князей, поощряли их стремление быть первыми на Руси. Поэтому владимирские летописцы рассматривали историю своих земель как продолжение истории Древнерусского государства, а владимирских князей представляли как преемников князей киевских. Своеобразием отличалось новгородское летописание. В нём фигура князя, наоборот, отступала на задний план. Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни.

Возникают новые жанры литературы. Очень популярными были поучения. На склоне лет Владимир Мономах пишет своё знаменитое «Поучение детям», ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего Средневековья. Центральной идеей «Поучения детям» является идея укрепления единства Древнерусского государства. Именно эта идея пронизывает рассказ князя о собственной жизни, его наставления о необходимости соблюдать законы и традиции, как государственные, так и семейные, жить праведно, помогать нищим, чтить старших, честно выполнять свой воинский долг.

Появляются произведения, в которых поднимаются вопросы, связанные с княжеской властью. Среди них «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Автор, служилый человек, прожил нелёгкую жизнь, побывал в заточении. Он размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. Даниил — сторонник сильной княжеской власти. Службу у князя он называет «честью и милостью» и противопоставляет этому почётному делу унизительную службу у надменных бояр, которые творят произвол над простыми людьми. Он создаёт идеальный образ князя — защитника всех обездоленных, который «силой и грозой» сможет установить твёрдый порядок, оградить своих подданных от произвола «сильных людей», преодолеть внутренние раздоры и обеспечить внешнюю безопасность страны.

Выражением народного стремления к единению стали созданные в годы раздробленности сказания и былины. Наиболее остро и пронзительно звучали эти ноты в произведении неизвестного автора «Слово о полку Игореве».

Поход Игоря. Художник Н. К. Рерих

В основу «Слова...» положены события неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича весной 1185 года. Но не описание этого похода является целью автора, оно служит ему лишь поводом для размышления о судьбах Русской земли. Сквозь канву поэтического изложения явственно проступают очень важные для своего времени вопросы: почему князь Игорь потерпел поражение? Почему в двухвековой борьбе со Степью побеждала Русь, а в последнее время она стала терпеть поражения?

Автор чётко и прямо называет главную причину страданий русского народа: «Из-за усобиц ведь началось насилие от земли Половецкой!» Он страстно и проникновенно призывает русских князей прекратить распри: «Не вздымайте более стягов своих, вложите в ножны мечи свои затупившиеся, ибо потеряли уже дедовскую славу». Автор ставит князьям в пример Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, при которых Русь была единым государством и побеждала своих врагов.

Продолжение >>>