Главная >> История России для 6 класса. Данилов

 

 

 

История России 6 кл

 

       

Введение

Дорогие ребята! Вы взяли в руки учебник, который познакомит вас с историей России.

Вы уже изучили историю Древнего мира и историю Средних веков. История нашей Родины является частью истории человечества. Она не менее увлекательна и драматична, чем история других народов, но она более близка нам потому, что её героями являются наши предки.

История России уходит корнями в глубокую древность. Она вмещает в себя много славных страниц. Изучая историю родной страны, мы находим в ней примеры, достойные восхищения и подражания, и предупреждения о том, как не надо вести себя в настоящем и будущем. Историю называют коллективной памятью народа.

В 6 кле вы изучите лишь часть родной истории, охватывающую период с древних времён до конца XVI века. Вы узнаете, как появились на Восточно-Европейской равнине восточные славяне — предки русских, украинцев, белорусов, каков был их быт, как складывались взаимоотношения восточных славян с соседними народами. Учебник расскажет вам, как появилось Древнерусское государство; почему оно распалось на самостоятельные княжества; как русские земли оказались в зависимости от ко- чевников-ордынцев и какие обстоятельства позволили народу вновь обрести свою свободу. Вы проследите за процессами возвышения Москвы и формирования единого государства — Московской Руси, или России. Познакомитесь с деятельностью великих исторических личностей — князя Владимира Красное Солнышко, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Ивана III. Узнаете, как жили наши далёкие предки, какой вклад они внесли в развитие мировой культуры.

Итак, вы уже поняли, что мы будем изучать очень далёкие времена. Восстановить ход событий помогают исторические источники. Историческим источником является любой остаток старины — фрагменты жилища и одежды, украшения, монеты, предметы повседневного быта, рисунки и картины, книги, рукописи, устные предания, древние пословицы, поговорки и даже отдельные слова.

Важнейшим источником изучения русской истории IX—XVI веков являются летописи — записи происходивших событий, составленные по годам. В ткань летописного повествования вплетались различные сказания, тексты договоров и законов, прочие документы, многие из которых дошли до нас только в летописном изложении. Много мы можем узнать и из других сохранившихся древних письменных источников — деловых документов, грамот, писем, литературных произведений и т. д.

Но летописи и большинство других письменных источников не могут дать нам полную картину быта, нравов, обычаев людей того времени. Эти данные собираются многими науками. Значительное место в воссоздании жизни людей принадлежит археологии — науке, изучающей историческое прошлое человечества по памятникам материальной культуры (орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, местам погребения и т. д.). Основным методом археологии являются раскопки. Но археология не всегда позволяет понять думы и чаяния людей далёкого прошлого. И тогда на помощь приходят лингвистика — наука о языке, фольклористика — наука, изучающая народное творчество, произведения, создаваемые народом (былины, сказки, пословицы, песни, танцы). Эти и множество других наук являются своеобразными помощницами истории. Они помогают историкам воссоздать картину жизни людей далёкого прошлого.

В учебнике 3 главы, разделённые на параграфы. Обратите внимание, что новые понятия и термины, выделенные в тексте, даны в конце параграфов в рубрике «Запомните новые слова».

Вопросы и задания внутри параграфа направлены на повторение ранее пройденного материала. Они помогают освежить знания, полученные при изучении всеобщей истории, истории России и других предметов, а также сравнить изучаемый материал с жизнью сегодня. Во многие параграфы включены небольшие биографические справки, отрывки из документов и вопросы к ним.

Вопросы и задания после каждого параграфа разделены на два уровня. Рубрика «Проверяем свои знания» поможет вам понять и усвоить информацию, данную в тексте параграфа. Вопросы и задания рубрики «Учимся быть историками» требуют более глубокой работы с текстом, обращения к дополнительным источникам информации, в том числе интернет-ресурсам; навыков обобщения, сопоставления данных, их анализа. К каждой главе прилагаются тестовые задания.

В конце учебника вы найдёте списки литературы и интернет-ресурсов, а также темы проектов, работать над которыми вам предстоит длительное время. Советуем вам заранее выбрать вместе с учителем тему заинтересовавшего вас проекта и наметить план его реализации.