Главная >> История России 1900—1945 гг. 11 кл. Данилов

 

Глава 1. Между реформой и революцией. Россия в 1894—1916 гг.

 

§ 4. Российское общество в начале XX в.

Давайте вспомним

    Какие виды досуга были самыми популярными в городе и в деревне в начале XX в.

Попробуйте

    Перечислить города, в которых были открыты университеты

Деревня и город: новое и старое

В России в начале XX в. сохранялось сословное деление. Большинство населения (более 80%) принадлежало к крестьянскому сословию. Мировоззрение подавляющей части российского крестьянства оставалось тесно связанным с общинными традициями и идеалами. Те, кто приобрел богатство за счет предприимчивости и инициативы, будь то своим трудом или используя труд наемный, не могли рассчитывать на моральную поддержку и безусловное одобрение своих усилий, хотя состоятельных людей и в деревне, и в городе становилось все больше.

На рубеже XIX и XX вв. в России наблюдалось «аграрное перенаселение». Обычай крестьян делить земельный участок между всеми сыновьями усиливал малоземелье, которое усугублялось быстрым ростом численности сельских жителей за счет высокой рождаемости. Поток переселенцев потянулся на неосвоенные земли восточных губерний.

Часть свободных рабочих рук оттягивал город. Уровень жизни горожан, работавших по найму, был в основном очень низким. Рабочие ютились в бараках или снимали «угол» у домохозяев, нередко были вынуждены жить скученно и без элементарных бытовых удобств. Проблема жилищного строительства в городах становилась одной из самых насущных. В условиях набиравшей темпы индустриализации катастрофически не хватало жилья и социальных учреждений.

Бесплатное угощение рабочих Нарвы по случаю празднования 200-летия взятия города русскими войсками. 1904 г.

Освоение технических новшеств меняло облик городов. В центрах обеих столиц и губернских городов появлялись уличное электрическое освещение, водопровод и канализация. Быстрыми темпами развивалась телефонная связь. Двигавшиеся по рельсам маленькие вагончики с запряженными в них лошадьми — конки — постепенно вытеснялись вагонами на электротяге — трамваями. Предметом роскоши становились автомобили иностранного производства. Первый русский автомобиль («самодвижущийся экипаж» Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе) был продемонстрирован на Нижегородской ярмарке в 1896 г., но наладить автомобильное производство в России тогда не сумели. Знаменитый автомобиль производства Русско-балтийского вагонного завода был выпущен лишь 15 лет спустя, в 1909 г.

Новинкой городской культурной среды являлись кинотеатры. Первый постоянный кинотеатр открылся в Петербурге на Невском проспекте в мае 1896 г., а первый фильм российского производства («Понизовая вольница» на сюжет песни о Стеньке Разине) был снят в 1908 г. Традиционными народными развлечениями оставались ярмарки, балаганы. Автомобили соревновались с извозчиками, торговые пассажи и магазины модных товаров конкурировали с купеческими лавками и лабазами. Переплетение черт нового и старого причудливо отражалось на мировосприятии выходцев из деревни, заселявших городские пригороды — слободы.

Тверской бульвар в Москве. С открытки начала XX в.

Просвещением, здравоохранением, строительством дорог в городе и на селе занимались земства — выборные органы местного самоуправления. В них работали тысячи представителей интеллигенции. Многие вчерашние студенты, получившие дипломы врачей, учителей, сознательно отказывались от городских удобств и привычного уклада, чтобы работать на селе во имя общественной пользы.

Религиозная жизнь и церковь

Картину мира для большинства жителей России начала XX в. определяло религиозное сознание. Вера обуславливала нравственные устои, освященные вековой традицией. При этом она нередко уживалась с суевериями, с повышенным вниманием к внешним обрядам и забвением морально-этических принципов в повседневной жизни. Страстное стремление к правде и справедливости соседствовало со стихийным буйством, которое нередко сопровождалось пьянством.

Подавляющее большинство населения было православного вероисповедания. Согласно Своду основных законов Российской империи, кроме государственной религии — православия, существовали религии «терпимые» (инославные конфессии — католицизм, протестантизм, армянская церковь и иноверческие конфессии — ислам, буддизм, иудаизм) и «нетерпимые» (секты духоборов, молокан, скопцов и др.). Политика терпимости в отношении ислама — второй по числу приверженцев религии империи — способствовала сохранению традиционного уклада жизни мусульман на территориях их компактного проживания. Накануне 1917 г. в стране действовали десятки тысяч мечетей, появились многочисленные мусульманские культурно-просветительские организации.

Самые заметные ограничения в правах касались приверженцев иудаизма: они проживали в западных губерниях за чертой оседлости, где у евреев сохранялся традиционный бытовой уклад. Лица иудейского вероисповедания имели ограниченный жесткой квотой доступ к образованию (до 1905 г.), а также к ведению коммерческой деятельности за пределами традиционного ареала проживания.

Вид на Новодевичий монастырь в праздничный день. Начало XX в.

Русская православная церковь являлась «первенствующей и господствующей», император считался ее главой, а управление церковными делами осуществлял Святейший синод. Заметно выросло число канонизаций святых. В 1903 г. было совершено прославление великого подвижника православия Серафима Саровского. Особое место в религиозной жизни России занимало старчество — духовное руководство опытного в вопросах веры и духовной жизни наставника.

Церковь занималась активной миссионерской деятельностью, особенно успешно в Японии (там к концу XIX в. насчитывалось уже около 25 тыс. православных). Общее число православных храмов и часовен в России накануне революционных событий 1917 г. достигло 78 тыс., только в Москве в 1890—1917 гг. появилось около ста новых церквей. Численность приходского духовенства составляла около 120 тыс. человек. Около 100 тыс. человек проживало, по данным на 1917 г., в 1253 монастырях России. Действовало 57 духовных семинарий и 4 академии.

Материальное положение многих сельских священников в небогатых приходах трудно было назвать иначе чем бедственным. Многие клирики сами обрабатывали церковную землю, чтобы прокормить семью.

Продолжение >>>